ЕС предложил Кипру самому решить, кто заплатит налог с банковских счетов

Но общая сумма изъятий у вкладчиков должна остаться прежней - 5,8 млрд евро
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Налогоплательщики не должны платить за спасение банков от банкротства, заявил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Первоначальная договоренность Кипра с Еврогруппой предусматривала, что с депозитов менее 100 000 евро будет удержан налог в 6,75%, с остальных – 9,9%.

Но решение избежать дефолта за счет вкладчиков может дестабилизировать рынок, предупредило Moody's. По словам Шойбле, условия налогообложения вкладов могут измениться, министры финансов еврозоны обсудят это.

Если правительство Кипра захочет изменить структуру солидарной ответственности, оно вправе это сделать, согласен член исполнительного совета ЕЦБ Йорг Асмуссен: «Главное, чтобы не менялась сумма запланированных доходов в $5,8 млрд».

ЕЦБ выступал за более мягкий вариант, заявила министр финансов Австрии Мария Фектер: «Евросоюз предлагал ставки налогов в 3,5-12,5%, а ЕЦБ выступал за более щадящий режим налогообложения крупных вкладов — чтобы ставки были существенно ниже 10%». Беспрецедентное решение о налоге в 6,75% со вкладов до 100 000 евро было разработано президентом Кипра и министерством финансов для снижения стоимости программы помощи острову, сказал Bloomberg европейский чиновник, знакомый с ходом переговоров.

Заплатить по счетам должны те, кто выиграл от бизнес-модели Кипра, заявил представитель фракции СДПГ в бундестаге Карстен Шнайнер.

Отказ от табу [не трогать депозиты] может иметь эффект домино, опасаются аналитики Morgan Stanley. Он может возникнуть и в случае одобрения парламентом антикризисного плана, согласен Александр Морозов из HSBC: «Главный негатив – непонимание, что за этим последует; плюсом для еврозоны может быть то, что проблемы решаются не за государственный счет, минусом – инвесторы других стран еврозоны, видя, как Кипр решает проблему за счет частных средств, могут почувствовать себя под угрозой». В перспективе ни для европейской экономики, ни для европейской валюты такое решение ничего хорошего не сулит, говорит Морозов: «Неравный подход к разным странам – источник риска». Если он реализуется, это может затормозить и выход еврозоны из рецессии, не исключает он.

Европейский индекс Stoxx 600 снизился на 0,16%, российский ММВБ – на 2,16%, баррель Brent подешевел на 0,71% до $100,04, евро ослаб на 0,2% до $1,2972 (данные на 21.00 мск).