Кипр пошел ва-банк

Власти не хотят отпугнуть крупных вкладчиков высоким налогом на депозиты; чиновники готовят «план В», а президент Кипра намерен говорить с Путиным
P.Karadjias/ AP

Правительство Кипра внесло в парламент законопроект, согласно которому налог не будет браться с сумм до 20 000 евро, сообщают The Wall Street Journal и Financial Times. Вклады от 20 000 до 100 000 предлагается обложить налогом в 6,75%, а более крупные – в 9,9%. При этом чиновники не верят, что законодатели их поддержат. По всей видимости, не поддержат их и кредиторы, потому что с такими налогами Никосия не соберет необходимые 5,8 млрд евро.

Именно такими были первоначальные условия по налогу на вклады, согласованные Кипром и министрами финансов еврозоны в субботу, 16 марта. Протесты жителей заставили чиновников лишь предложить освободить от налога депозиты на сумму до 20 000 евро.

Кипрский парламентарий рассказал WSJ, что, по словам председателя центрального банка Паникоса Димитриадиса, новый налог позволит собрать на 300 млн евро меньше 5,8 млрд евро, которые Кипр должен привлечь самостоятельно, чтобы получить 10 млрд евро от международных кредиторов. То, что необходимая сумма не будет набрана, газете также подтвердил правительственный чиновник.

«Парламент совершенно точно отклонит этот законопроект, потому что он считается несправедливым, – заявил сегодня президент Кипра Никос Анастасиадис шведскому радио TV4. – Мы не ожидали таких требований от наших европейских партнеров». Обсуждение антикризисных мер в парламенте намечено на сегодняшний вечер (около 20.00 мск), хотя голосование состоится позже или может быть снова перенесено.

Кипрские чиновники говорят, что поражение в парламенте позволит им начать переговоры с еврозоной об альтернативных путях привлечения средств. «Если предложение не пройдет, мы, как ответственные политики, должны будем рассмотреть план В, который мы сейчас анализируем, но не обсуждаем публично», – заявил министр обороны Фотис Фотиу греческому телеканалу Skai.

Подобная позиция удивила чиновников в Брюсселе, где твердо рассчитывали на привлечение Кипром 5,8 млрд евро за счет налога на депозиты. «Я не думаю о плане В. Мы рассматриваем план А. Каждый должен принять на себя свои обязательства», – заявил сегодня утром министр финансов Франции Пьер Московичи.

Вчера обсуждалось три ставки – с целью уменьшить потери вкладчиков-киприотов: 3% с сумм до 100 000 евро, 10% – с сумм от 100 000 до 500 000 евро, 15% – с сумм более 500 000 евро. Затем тройка международных кредиторов, состоящая из представителей Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ, стала предлагать освободить от налога гарантированную сумму вклада в 100 000 евро, сообщила сегодня Financial Times со ссылкой на высокопоставленного чиновника Евросоюза, а с вкладов на большую сумму взять 15,6%. Такие же параметры называл Bloomberg чиновник ЕС. «Власти Кипра сделают более прогрессивным разовый налог по сравнению с договоренностями 16 марта при условии, что он по-прежнему позволит сократить размер [внешней] финансовой помощи в оговоренных размерах», – говорилось в заявлении министров финансов еврозоны, которое они распространили вчера вечером после телеконференции.

На этой телеконференции министры не получили никакого намека на ставки, предложенные сегодня в законопроекте, сказал WSJ удивленный европейский чиновник: «Они [правительство Кипра] играют в покер». Второй чиновник подтвердил газете, что Никосия не проинформировала Еврокомиссию о новом плане.

Однако кипрские власти боятся вводить высокий налог на крупные депозиты, опасаясь массового оттока капитала иностранных вкладчиков и компаний, среди которых много российских. "Если под налогообложение попадут и застрахованные вклады, то Кипр станет первой страной, где обязательства перед клиентами, гарантированные системой страхования вкладов, пострадают от фискальной политики государства, – отмечает замруководителя российского Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. – Я удивлен этим и не знаю, как они будут дальше решать проблемы. Как только налог будет списан, я думаю, подавляющее число вкладов покинут кипрские банки. И пойдут они скорее в США, Сингапур, Японию. Куда угодно, но не в страны Евросоюза".

Когда банки откроются, отток может составить 7,5 млрд евро, или около 10% всех депозитов, заявил Деметриадес на выступлении в парламентском комитете, передало государственное RIK TV.

Анастасиадис сегодня планирует обсудить ситуацию по телефону с Владимиром Путиным, сообщает FT. Вчера президент России, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, назвал действия киприотов «несправедливыми, непрофессиональными и опасными». В Москву также должен приехать министр финансов Кипра Михалис Саррис. Ранее кипрские чиновники заявляли, что хотели бы договориться с Россией о реструктуризации предоставленного в 2011 г. кредита на 2,5 млрд евро либо получить новый.

Канцлер Германии Ангела Меркель сказала Анастасиадису во время их разговора по телефону, что переговоры о пакете помощи он может вести только с тройкой кредиторов, сообщил Bloomberg представитель немецкого правительства.

Между тем пока никто не может получить на Кипре свои деньги – власти объявили банковские выходные до четверга. В Никосии перед парламентом и президентским дворцом идут акции протеста. Демонстранты, в частности, держат плакаты «Руки прочь от Кипра», «ЕС. Кто следующий? Испания или Италия?», «Меркель, ты украла наши сбережения» и пишут на ладонях слово «Нет». В одном из дорогих отелей Никосии корреспондент WSJ наблюдал, как официантка выговаривала правительственному чиновнику, участвующему в переговорах о спасении Кипра: «В субботу я пошла в банк и не смогла снять деньги. Это ненормально, это неправильно».

Российские вкладчики и компании могут потерять из-за налога около 2 млрд евро.

Средства клиентов на Кипре, в частности, могли размещать подразделения private banking работающих в России банков, указывает председатель правления "Юникредит банка" Михаил Алексеев. Если VIP-клиентам посоветовали перевести на Кипр средства, которые теперь могут попасть под налог, то формально банки не должны компенсировать потери, отмечает Алексеев. Но, по его мнению, скорее всего, чтобы не потерять этих клиентов, российские банки могут сами выплатить им компенсацию.