Может ли бухгалтерия быть столь же удобной и приятной, как интерфейс «Яндекса», Gmail или «В контакте»?

В России многие предприниматели и бухгалтеры либо никогда не слышали о таком облачном сервисе, как интернет-бухгалтерия, либо слышали, но никогда им не пользовались; но это скоро изменится

В интернете можно встретить по-своему веселую контекстную рекламу: «Интернет-бухгалтерия существует!». В России до сих пор многие предприниматели и бухгалтеры либо вообще никогда не слышали о таком облачном сервисе, как интернет-бухгалтерия, либо слышали, но никогда им не пользовались. Но наша страна так уверенно идет практически след в след за Западом в том, что касается развития интернета, что, глядя туда сейчас, можно точно спрогнозировать, что у нас будет послезавтра.

Еще пять-шесть лет назад трудно было представить себе европейского или американского предпринимателя, отдающего свою финансовую информацию стороннему сервис-провайдеру. Сегодня все изменилось. Точнее, изменилось еще вчера, а в России только начинает меняться. В конце 2010 г. банк Goldman Sachs выпустил исследование с говорящим названием «Продолжается неуклонный переход на SaaS» (Unstoppable shift to SaaS continues), которое проводилось среди американских компаний (SaaS, или software as a service — «программное обеспечение как услуга», когда поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя клиенту доступ к программному обеспечению через интернет). На третьем месте по популярности среди SaaS-приложений оказались интернет-бухгалтерии, даже опередив классическую электронную почту: ими пользуются 50% компаний США.

Понятно, что в кризис основным драйвером перехода на SaaS был вопрос цены: в рамках урезанного ИТ-бюджета нужно было найти новое недорогое решение. Но со временем цена перестала быть главным мотивом, теперь речь идет о сохранении конкурентоспособности. Ведь что такое бухгалтерия на практике? Страшно много документов, сложная система расчетов. Чтобы во всем этом разобраться, нужны специальные знания; чтобы быстро получить необходимую информацию, нужна волшебная палочка, потому что быстро не получится, даже если эти специальные знания есть. Но, скорее всего, их нет, зато есть человек со специальными знаниями, которому нужно платить зарплату. Вся бухгалтерская отчетность «заточена» под требования государства, а это значит, что все сделано неудобно, сложно, да и просто морально устарело в век интернета, web 2.0, социальных сетей и гаджетов.

Современный предприниматель хочет знать о своей компании все в режиме реального времени и получать доступ к этой информации так же, как он получает доступ к сведениям о любимой футбольной команде, погоде на другом конце планеты, расписании рейсов. То есть в любое время, в любом месте, в два клика и желательно в привычном для пользователя виде. Без этого у вас просто не будет возможности быстро принимать решения. А у конкурентов будет.

Кроме того, использование SaaS-бухгалтерии позволяет сэкономить деньги на ИТ-сопровождении бухгалтерского софта (установка, обновление, бэкапы), на оплате самого программного обеспечения, на рабочем месте и зарплате бухгалтера – в общем, стандартный набор преференций облачного решения. Остается вопрос безопасности. Но о безопасности «облаков» в России говорят, кажется, только сами СМИ. В Европе и США к безопасности вопросов практически ни у кого не возникает. Согласно исследованию 2012 г. «Будущее облачных компьютерных технологий» (Future of Cloud Computing), которое провела компания North Bridge совместно с несколькими десятками компаний, включая Microsoft, Amazon, SAP, использование облачных технологий считают рискованным только 3% респондентов. Хотя годом ранее их было 10%.

Недоверие сходит на нет, то же самое будет и в России. Например, в интернет-бухгалтерии «Мое дело» используются те же сертификаты безопасности, что и в онлайн-сервисах крупнейших банков страны. Российским предпринимателям осталось только найти нормального провайдера, чья система для него понятна, формирует отчетность, соответствующую текущему законодательству (а ведь в российские законы о налогообложении изменения вносятся чуть ли не ежедневно), и сама знает, какие отчеты когда и куда нужно предоставить.

Проблема в том, что в России трудно найти такого провайдера. Или, наоборот, легко – как посмотреть. Это в Европе и США их более чем достаточно: QuikBooks Online, XERO, Zoho Books, NetSuite, Workday и т. п., они удовлетворяют потребностям практически любой компании. В России все по-другому. Фактически «рынок» – громко сказано в отношении российской интернет-бухгалтерии. В 2009 г. появилась первая интернет-бухгалтерия «Мое дело», через несколько месяцев свой проект «Эльба» запустил «Контур». Эти две компании и начали развивать новую для нашей страны услугу и делают это до сих пор с переменным успехом. Остальные проекты появились позже и серьезно уступают им по функционалу. Но вряд ли такое положение вещей является плюсом для предпринимателей. Ведь чем выше конкуренция, тем ниже цены и лучше сервис. А на данном этапе развития бороться за клиента вроде бы и не нужно – потенциал у рынка и так огромный. Но нужно развивать спрос, менять менталитет, показать людям, что бухгалтерское ПО не обязательно должно быть сложным и некрасивым, в стилистике программного обеспечения 90-х годов прошлого века, которое стоит практически на всех предприятиях России, а простым, удобным, быстрым, с приятным и привычным интерфейсом, как у «Яндекса», Gmail или «ВКонтакте». Жить станет если не веселее, то чуть проще. По крайней мере, бухгалтерам и предпринимателям.

Автор - генеральный директор интернет-бухгалтерии «Мое дело»