Крупнейшие мировые фонды не заметили запуска в России центрального депозитария

Крупнейшие управляющие не спешат замечать перемены на российском рынке. Так, по версии Vanguard, центрального депозитария в России нет, а регистраторы не лицензируются

Но есть и более существенная проблема, признает Лемко: «Вы одни из многих – есть сотни других, более привлекательных и понятных для инвесторов развивающихся рынков». Может, в будущем фонд и пересмотрит отношение к России, обнадеживает он. Фонд просто не обновил информацию, скопировав описание рисков с отчетов прошлых лет, но, как бы то ни было, у них много других причин не инвестировать в Россию, иронизирует портфельный управляющий Swedbank Robur Rysslandsfond (крупнейший российский фонд, по данным Bloomberg) Елена Ловен: «Недавняя история с ТНК-BP – тот факт, что всю наличность компании заберет «Роснефть», не оставив ничего на дивиденды, – еще один урок для инвесторов». Многие теперь повысят премию за риск российских акций, сетует Ловен.

Есть очень большие риски при инвестициях в российский рынок из-за несовершенства расчетной инфраструктуры, говорится в отчете для американского регулятора компании Vanguard, крупнейшего в мире управляющего индексными фондами. Реестры акционеров ведут регистраторы, но выписок из реестров не всегда достаточно для подтверждения права собственности. В результате какого-либо мошеннического действия фонд может лишиться своих прав либо его доля будет размыта, а взыскать убытки с регистраторов будет крайне сложно: регистраторы в России «не подлежат эффективному контролю со стороны регулятора и не лицензируются каким-либо госорганом». Такая же ремарка и в отчетности фонда T.Rowe Price Global Allocation Fund.

Регистраторы действительно были замешаны во многих историях, напугавших инвесторов: например, в прошлом году ФСФР запретила Pakva и «Новому регистратору» (реестродержатель «Седьмого континента») проводить принудительный выкуп акций сети у миноритариев – Pakva обошла запрет, сменив регистратора. Но, во-первых, регистраторы лицензируются, а во-вторых, все риски защиты прав собственности уже полностью сняты созданием в России центрального депозитария, удивляются представители ФСФР и депозитария. Последний несет всю ответственность, он подтверждает финальные права, настаивает его руководитель Эдди Астанин. Получить от ФСФР разъяснения не удалось.

«Очень сложно получить какую-либо информацию от России именно на регулярной основе – со всеми другими странами этот механизм налажен гораздо лучше», – поясняет старший аналитик Vanguard Group Джонатан Лемко. Госорганы неоперативно отвечают и сведения не всегда прозрачны, сетует он: «В том числе по этой причине Vanguard и инвестирует в Россию в разы меньше, чем в другие страны».

Есть действительно большая проблема с донесением информации, это вредит инвестклимату, признает замминистра экономразвития Сергей Беляков. Надо быть более активными, рассуждает Беляков: «Мы и сейчас регулярно ездим за рубеж, встречаемся с руководителями крупнейших фондов, приглашаем их сюда – видимо, надо лучше доносить, что у нас здесь происходит и какие результаты».