Роста экономики не будет

Экономика России не выйдет в ближайшие годы на темпы роста 5–6%, признал замминистра экономического развития Андрей Клепач
Экономике России не разогнаться так, как хочет президент Владимир Путин/ Д.Абрамов/ Ведомости

Восстановившись после кризиса, экономика почти замерла. Рост 5% и выше – вопрос не этого года и даже не ближайших нескольких лет, заявил Андрей Клепач на круглом столе «Ведомостей»: скачка не будет.

Перестроить однобокую сырьевую экономику потребовал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в конце 2012 г.: рост на 3–4% в год этого не обеспечит, сказал он, интересы России требуют ежегодного роста на 5–6% в ближайшее десятилетие. Такой рост нужен и для того, чтобы бюджет получил достаточно средств для выполнения предвыборных обещаний президента, посчитали в Минэкономразвития.

В этом году рост может составить и менее 3%, не исключает Минэкономразвития. Причины три, перечислил Клепач: снижение экспорта нефти и газа, замедление роста потребления и сокращение инвестиций. В условиях ухудшения конъюнктуры бизнес сворачивает активность, государство могло бы показать ему ориентир, начав масштабные инвестиционные проекты, но этого не происходит, констатировал замминистра. Форсированный сценарий роста, обеспечивавший выход на рост выше 5% уже в 2014 г., принят на прошлой неделе правительством, но не подкреплен бюджетом, сказал Клепач: «У нас целый набор проблем – ни по одной решений не нашли, только продекларировали».

Условия для ускорения роста есть, подчеркнул Клепач, они требуют мер в инвестиционной политике и смягчения денежно-кредитной политики ЦБ: ставки кредита для бизнеса неподъемны.

Минфин настаивает на жесткой бюджетной политике, подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев. Средств у бюджета при вялой экономике не так уж и много, растут только аппетиты у желающих их потратить, сетует он: «Серьезный инвестпроект начинается от 1 трлн руб. – такие ценники от госкомпаний мы в Минфине часто видим».

Экономике нужно развивать собственные инвестиционные ресурсы, в первую очередь это средства коллективных инвестиций и пенсионные деньги, и построение этих институтов началось, говорит Моисеев, но длинных денег не получится, если высоки инфляционные ожидания.

Есть задачи, которые можно решить только госинвестициями – строить дороги бизнес не будет, парировал Клепач: «Построить дорогу Москва – Петербург за 15 лет высоких цен на нефть, наверное, стоило бы, а при тех подходах, которые у нас есть, мы ее не увидим и к 2018 г. «Путешествие из Петербурга в Москву» можно будет еще раз написать и дальше спорить, скажется ли это на инфляционных ожиданиях».

Вкладом ЦБ в повышение экономического роста будет опережающее развитие финансовых рынков, которым он займется в роли мегарегулятора, пообещал зампред ЦБ Сергей Швецов. Полагать же, что простое снижение ставок даст импульс экономическому росту, – наивно, убежден он: это выльется только в ускорение импорта и инфляции. Уровень ставок до кризиса и сейчас примерно одинаков, но если до 2008 г. он был обусловлен избытком ликвидности, то теперь – рисками, связанными в том числе с судебной системой, сказал Швецов: «ЦБ два года судился с аффилированными с Межпромбанком компаниями, чтобы обратить взыскание на предмет залога, и если уж сам ЦБ так мучается, то что говорить о бизнесе! И вы думаете, банки не закладывают это в процентную ставку? Конечно, закладывают». Нужна удобная юридическая среда и улучшение судебной системы, резюмировал Швецов: первую скрипку играть правительству.

Бизнес ключевыми условиями для ускорения экономики счел эффективность институтов государства, демонополизацию экономики, предсказуемость и последовательность экономической политики: на интерактивном голосовании эти пункты собрали 42, 23 и 21% голосов соответственно. Бюджетные инвестиции сочли ключевым условием роста 7%, низкая инфляция не набрала и 5%.

Государство говорит о технических мерах, бизнес – о фундаментальных ценностях и, пока власти этого не слышат, они так и будут мучиться с техническими «подкрутками», не получая отдачи от бизнеса, который должен служить машиной для развития, говорит директор по развитию IBM в России и СНГ Олег Бяхов. Как потратить бюджет – все разбираются, но средства для бюджета зарабатывает реальный бизнес, вторит предправления Некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций Александр Хуруджи: «Мы видим чрезмерную зарегулированность экономики, видим, что число госкомпаний не уменьшается и что неэффективных «зомби» поддерживают за счет налогоплательщиков: пока эти проблемы не решить, роста на 5% не будет».

В Ростове-на-Дону тем временем прошла конференция Общероссийского народного фронта, где президент Владимир Путин настаивал на достижении намеченных перед выборами приоритетов (цитата по «Интерфаксу»): «Я считаю, что все, что мы с вами наметили, несмотря ни на какие сложности и проблемы, реализуемо <...> если мы будем действовать настойчиво, инициативно и, что самое главное, творчески».