Минтруд предложил оплатить расходы ПФР из бюджета

Пенсионная формула, внесенная в правительство, предполагает расширение ответственности бюджета за финансирование пенсионной системы. Вместо оптимизации расходов может получиться их рост
Минтруд предлагает бюджету оплатить расходы ПФР (на фото слева направо: министр труда Максим Топилин и министр финансов Антон Силуанов)/ А. Жданов/ PhotoXpress

«Ведомости» ознакомились с финальным проектом пенсионной формулы, внесенным в правительство на минувшей неделе. От версии, которую Минтруд весь март активно обсуждал на всех экспертных площадках, она отличается прежде всего возросшей ролью федерального бюджета.

Изначально предполагалось, что федеральный бюджет берет на себя финансирование базовой части пенсии, а все остальные расходы ложатся на Пенсионный фонд (ПФР), который получает и все доходы, поступающие в пенсионную систему (22% с фонда оплаты труда и дополнительные 10% с зарплат, превышающих пороговый уровень). В последней версии ПФР получает все доходы, но за федеральным бюджетом вместо финансирования базовой части закрепляется более десятка целевых трансфертов: от валоризации до «ухудшения демографической ситуации» и «неполной уплаты страховых взносов на все трудоспособное население в Российской Федерации». Как сообщал ранее министр труда Максим Топилин, в последней версии нет никаких изменений, за исключением источников финансирования.

Подобная замена появилась в последние дни, ее даже не успели толком согласовать с другими ведомствами: приложенный список разногласий касается первого варианта формулы. Чиновники не договорились, в частности, об увеличении порога облагаемого взносом заработка до 2,3 средней зарплаты, об установлении минимального взноса в два МРОТ, о перерасчете пенсий работающим пенсионерам. На усилении ответственности федерального бюджета настояла вице-премьер Ольга Голодец, рассказали «Ведомостям» знакомые с ходом подготовки формулы источники. Представитель вице-премьера это отрицает: «Общая логика согласована всем социальным блоком». Следующий шаг – подготовка распоряжения правительства об исчислении пенсионных прав, говорит он.

В первом варианте расходы бюджета на пенсионную систему серьезно сокращались к 2030 г. – с 2,8 до 1,8% ВВП, расходы ПФР по финансированию страховой части пенсии снижались незначительно (с 4,5 до 4% ВВП). Приложенные к последней версии формулы расчеты также сделаны для первого варианта, где бюджет финансирует базовую часть. Новые расчеты «Ведомостям» найти не удалось. «К варианту Б приложены расчеты по варианту А», – предполагает, что таких расчетов нет, один из собеседников «Ведомостей».

Тем не менее очевидно, что у бюджета возникнут новые обязательства, считает чиновник финансово-экономического блока. Решения по этому поводу пока еще нет, подчеркивает он.

Трансферт в любом случае будет снижаться, но, возможно, во втором варианте не так резко, полагает один из собеседников «Ведомостей». Главное отличие в том, говорит он, что первый вариант четко закреплял объемы и источники финансирования, во втором же случае объем расходов на пенсии снова, как и сейчас, станет предметом межведомственного торга.

Первый вариант – финансирование бюджетом базовой части – возводил своего рода китайскую стену между Минфином и ПФР, однако и второй вариант имеет свои плюсы, рассуждает замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин (один из соавторов пенсионной формулы). Идея в том, чтобы прописать методики расчета каждого трансферта, сделав их прозрачными, чтобы объем необходимых бюджетных средств был не предметом торга, а результатом расчета, поясняет он: в отличие от прежней идеи, средства бюджета по-прежнему будут «единым мешком», но уже не «черным ящиком», как сейчас.

Логика первого варианта была в том, что ПФР получает 6% тарифа, которые сейчас фактически идут на финансирование базовой части, и за счет этого оплачивает все льготы, валоризацию и т. д., если во втором варианте ПФР получает те же 6%, но все льготы и прочее оплачивает бюджет, то вырастут расходы, говорит Владимир Назаров из Института Гайдара. «Какой вариант – не так важно, важен объем расходов пенсионной системы в целом и порядок определения объемов обязательств. Вот что такое трансферт на ухудшение демографии – я, например, вообще не понимаю», – признается эксперт.

Изменился также нормативный стаж – он повышен с 30 до 35 лет (см. врез). В остальном концепция формулы осталась прежней: пенсионные права формируются не в рублях, а в коэффициентах, размер которых зависит от стажа и заработка. В первом варианте стоимость коэффициента исчислялась ежегодно в зависимости от соотношения доходов ПФР и объема его текущих обязательств. В последнем варианте к доходам ПФР добавляется объем трансферта из бюджета, но вычитаются расходы на выплату базовой части пенсии; т. е. слагаемые прежние, но их сумма зависит от бюджетных дотаций.

Новой формуле предстоит еще получить заключение кремлевских экспертов и отзыв может быть отрицательным, не исключают собеседники «Ведомостей».