Бизнес сможет торговать выбросами без Киотского протокола

Минэкономразвития хочет разрешить бизнесу торговать выбросами и без Киотского протокола – купить их предложено государству

Минэкономразвития направило в правительство письмо с предложениями по созданию в России системы торговли выбросами парниковых газов (копия есть у «Ведомостей»). Подготовлены они были по поручению правительства.

После отказа Москвы брать на себя обязательства на второй период действия Киотского протокола (первый истек в конце 2012 г.) российские компании потеряли возможность, сокращая выбросы, продавать углеродные единицы. По Киотскому протоколу их могли купить зарубежные компании, которые обязались снизить выбросы (за сокращение засчитывается и покупка чужих углеродных единиц).

Минэкономразвития предлагает снизить выбросы парниковых газов на 25% по сравнению с 1990 г. (пока есть только проект указа президента), а также задать целевые показатели для отраслей. Чтобы следить за объемом выбросов, Минэкономразвития хочет развивать углеродную отчетность компаний (сейчас она необязательна). С октября о выбросах парниковых газов должны будут отчитываться зарегистрированные в Англии подразделения российских компаний, акции которых торгуются на Лондонской или Нью-Йоркской фондовых биржах. Данные о выбросах, например, раскроют Evraz, Polymetal и Poluys Gold. Evraz и Poluys Gold уже отмечали, что сбор новых данных, возможно, потребует дополнительных затрат.

Обременять компании углеродной отчетностью можно только «в случае снижения нагрузки по другим направлениям», признает Минэкономразвития: например, необходимо снижать количество загрязняющих веществ, которые подлежат нормированию (сейчас свыше 2000). Пока, правда, в Думе ко второму чтению готовятся поправки, которые предусматривают многократное увеличение штрафов за превышение допустимого объема выбросов.

Чтобы у компаний были стимулы становиться чище, Минэкономразвития предлагает разработать механизм господдержки проектов, которые позволяют повысить энергоэффективность и снизить выбросы парниковых газов. Сделать это можно в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной правительством в начале марта.

Госпрограмма предусматривает возможность получить госгарантии для проектов повышения энергоэффективности, объясняет федеральный чиновник, на них резервируется около 10 млрд руб. в год, но нет спроса из-за слишком сложной процедуры. Вместо этого около 10 млрд руб. в год можно было бы направлять на поддержку проектов по сокращению выбросов, рассуждает чиновник: государство могло бы выкупать у компаний единицы сокращения выбросов по процедуре, уже отработанной на киотских проектах.

Купленные у компаний квоты могут пригодиться для Олимпиады в Сочи или чемпионата мира по футболу, замечает собеседник «Ведомостей»: эти мероприятия должны быть «углеродно нейтральны» и не увеличивать объем выбросов. Запас пригодится и в случае, если Россия примет участие в новом международном соглашении по ограничению выбросов углерода, продолжает он. Предполагается, что оно будет согласовано к 2015 г. и заработает в 2020 г., заменив Киотский протокол. Сейчас страны только приступили к его обсуждению.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича не стал комментировать, поддержит ли правительство инициативы Минэкономразвития. Представитель Минприроды не ответил на запрос «Ведомостей».

Бизнес уже заинтересовался новым рынком. Сбербанк (был единственным в России оператором углеродных единиц по киотским проектам. – «Ведомости») готов предложить «специальные финансовые продукты, которые будут адаптированы под инструменты «углеродного регулирования», если они, конечно, будут введены, говорит его представитель. А оператор уже вряд ли понадобится – брать на себя риски государства уже не придется, добавляет он. «В зависимости от того, какие рыночные механизмы будут запущены, ВТБ заинтересован как в роли оператора углеродных единиц или партнера правительства», так и участника рынка, замечает представитель ВТБ.

«Русгидро» ориентирована на развитие возобновляемой энергетики и поддерживает предложения по сокращению выбросов парниковых газов, говорит представитель компании: «В России потенциал возобновляемой энергетики огромен, но в сложившейся модели энергорынка недостаточно востребован».

Пока у бизнеса нет четкого понимания, как будет функционировать эта система, говорит сотрудник крупной промышленной компании: непонятно, кто станет покупателем, а кто продавцом квот, не превратится ли эта система в дополнительное бремя для тех компаний, которые инвестировали в строительство новых мощностей.