Что растормошит скупых рыцарей Европы, или почему восточноевропейцы и россияне не инвестируют накопления

В России же объем коллективных инвестиций мизерный, составляет 0,8% ВВП – одну десятую часть идентичного показателя в Восточной Европе и одну сотую - в еврозоне

Моих соотечественников чехов называют «скупыми рыцарями Европы». Не только они, но и другие жители восточноевропейских стран как-то не стремятся тратить деньги и стимулировать экономику после кризиса. К тому же они и не инвестируют на рынке, в акции или ПИФы. В чем причина такой осторожности? Боязнь потерять даже малую толику накопленных денег? Неразвитость рынка? Негативное влияние кризиса (тут вспоминается изречение «обжегшись на молоке, дуют на воду»)? Ведь аналогичная ситуация складывается и в России, где рынок коллективных инвестиций все еще находится в зачаточном состоянии.

Недавнее исследование Generali PPF Asset Management, в ходе которого были проанализированы данные за последние восемь лет, выявило, несмотря на все это, значительный инвестиционный потенциал восточноевропейцев. Для аналогичного исследования в России не всегда достаточно статистических данных (в отличие от, например, цифр Евростата по домохозяйствам), да и методология подхода к тому, что считать инвестиционным фондом в России и в Европе, тоже отличается. Однако общие тенденции схожи – неразвитость на сегодняшний день и достаточно оптимистичные перспективы в том, что касается развития коллективного инвестирования в будущем.

В отличие от стран еврозоны домохозяйства Восточной Европы более консервативно относятся к инвестициям и преобладающую долю финансовых активов держат на депозитах и в наличных деньгах. Наиболее консервативными оказались чехи – здесь на долю денежных средств и депозитов приходится более 50% финансовых активов домохозяйств, далее следуют Польша (45%) и Венгрия (39%), тогда как средний уровень в еврозоне равен 36%.

Если в странах еврозоны более 30% инвестиционных портфелей приходится на пенсионные фонды и продукты страхования жизни, то в Восточной Европе этот показатель составляет в среднем 17%.

По данным на конец 2012 г., ведущими странами в плане коллективных инвестиций являются: Словения (1189 евро на душу населения), за ней следуют Венгрия (810 евро) и Чехия (618 евро). В Польше и Словакии инвестиции оказались примерно на одном уровне: 507 евро и 487 евро на душу населения в год соответственно.

По сравнению с Западной Европой уровень инвестиций в ПИФы в Восточной Европе остается относительно низким, однако все исследованные страны продемонстрировали рост инвестиций – на фоне какого-никакого, а подъема благосостояния. С 2004 г. инвестиции домохозяйств в ПИФы в расчете на душу населения выросли больше всего в Венгрии (+230%), затем в Польше (+160%), Словении (+100%), Чехии (+65%) и Словакии (+25%).

В России же объем таких инвестиций мизерный даже по сравнению с восточноевропейскими странами. По данным сайта investfunds.ru, сумма активов под управлением в инвестиционных фондах немного превышала в прошлом году 514 млрд руб., что составляет 0,8% ВВП – одну десятую часть идентичного показателя в странах Восточной Европы и одну сотую по сравнению со странами еврозоны. Особенностью российских фондов также является большая доля фондов недвижимости и рентных фондов и относительно малая доля фондов акций и облигаций, преобладающих на Западе.

Неразвитость российского рынка коллективных инвестиций поражает, если сравнить его с остальными сегментами финансово-экономической сферы. Ведь не секрет, что проникновение банковского обслуживания и ряда других финансовых инструментов не только в столицах, но и в регионах, хоть и отстает от Запада, но по отношению к российскому ВВП достигает уровня, сравнимого с Европой.

Тем не менее в ближайшие пять лет в связи с ростом ВВП мы ожидаем существенного увеличения объемов коллективных инвестиций во всех так называемых посткоммунистических странах: ведь на европейском примере доказано, что при увеличении ВВП на 1 евро общий объем инвестиций посредством ПИФов вырастает на 11 центов. Эти инвестиции, однако, будут, скорее всего, консервативны по природе.

Существует прямая связь между инвестиционной активностью и ростом ВВП. Особенно заметный рост коллективных инвестиций ожидается в ближайшие пять лет, по мере восстановления экономик, в Польше, Словакии и Чехии. Ожидается, что инвестиции в ПИФы более чем удвоятся в Польше и вырастут на 70-80% в Словакии и Чехии. Вместе с тем, объемы индивидуальных инвестиций в фонды покажут наибольший рост в Болгарии – с 9 евро на душу населения в 2010 г. до примерно 274 евро в 2017 г., а в Румынии – с 90 евро до примерно 425 евро. Подобные оптимистичные прогнозы, однако, отражают крайне низкую стартовую базу в указанных странах Восточной Европы.

Россия же вообще стартовала с нуля: инвестиционная отрасль, пионером которой была в 1996 г. «Тройка диалог», еще не отметила свое совершеннолетие (да к тому же попала под колеса двух мощных кризисов 1998 и 2009 гг.). В связи с общим «взрослением» отрасли и развитием предложения инвестиционных продуктов, с усовершенствованием каналов продаж и дистрибуции, а также со снижением привлекательности банковских вкладов люди постепенно начнут открывать для себя «Америку» коллективного инвестирования.

Некоторые позитивные тенденции в России уже дают о себе знать: приток инвестиций начинает превышать отток, происходит естественная консолидация рынка, а качество управления фондами и клиентского сервиса улучшается, равно как и методы хеджирования. Значит, Россия, скорее всего, не отстанет от общего восточноевропейского тренда развития такого общедоступного инструмента инвестиций, как паевые фонды.

Стоит, однако, отметить, что состояние российского фондового рынка в целом оказывает негативное влияние на сектор коллективных инвестиций. Тут, правда, стоит по-разному отнестись к рынкам акций и облигаций. К рынку акций вполне применимо полузабытое выражение «играть на бирже»: по моему мнению, это чистая ставка на сырьевые активы в ситуации, когда сырьевые компании составляют почти 70% индекса ММВБ. И еще один сдерживающий фактор, из-за которого мультипликаторы российских компаний существенно снизились и никак не могут подняться хотя бы до своих собственных средних исторических показателей, - это проблематичная структура акционерных обществ и недостаточное соблюдение общепринятых мировых норм корпоративного управления.

Рынок же облигаций, который до сих пор обслуживал в основном «своих» инвесторов, уверенно двигается в правильном направлении, к международным стандартам, и начинает привлекать инвесторов из-за рубежа. Свою роль в этом сыграло, несомненно, недавнее внедрение услуг европейского клирингового механизма Euroclear. Международные инвесторы владеют сегодня примерно 8% российских бондов – по сравнению с 17,6% в Турции. Постепенное развитие, например, пенсионных фондов, которые традиционно инвестируют в облигации, окажет позитивное влияние на этот сегмент рынка ценных бумаг.

Автор - главный инвестиционный стратег Generali PPF Invest