Начав год за здравие, рубль стал порождать все больше разговоров за упокой

При нынешнем сочетании факторов реалистичным пока видится коридор колебаний в районе 31-33 руб. за доллар

Если I квартал начиналcя за здравие рубля, то на его исходе стало слышаться все больше разговоров за упокой. Причем цены на нефть, главный фактор курсообразования, изменились не сильно. Что касается прогнозов стоимости черного золота, то они разнятся. Оптимисты предполагают рост, аргументируя его прежде всего макровосстановлением в США и Японии, а также политикой дешевых денег ведущих центробанков мира. Пессимисты же указывают на существенное, в районе 50%, по оценкам Citi, превышение темпов роста предложения нефти над ростом спроса, все большую энергоэффективность мировой экономики, а также все более масштабное использование электромоторов в производстве автомобилей.

В общем с нефтью, как всегда, не все понятно, но, скорее всего, ее цена продолжит колебаться в районе $100-110 за баррель. Это, естественно, поддерживает рубль фундаментально с точки зрения превышения профицита по счету текущих операций над дефицитом по капитальному счету (в основном из-за оттока капитала), который оценивается примерно в $20 млрд в текущем году. Есть и еще один фактор, говорящий в пользу укрепления рубля, – это пресловутый процентный дифференциал, т. е. разница между высокими ставками в России и низкими на Западе, что, естественно притягивает спекулятивный капитал в рублевые активы.

Так что же, несмотря на эти поддерживающие факторы, изменилось для рубля в худшую сторону – так что даже ЦБ в начале апреля впервые за почти пять месяцев был вынужден проводить валютные интервенции, поддерживая национальную валюту? Во-первых, несколько ухудшились российские макроэкономические показатели, стагнируют и добыча нефти, и обрабатывающая промышленность, и инвестиции, и зарплаты, а соответственно, внутренний спрос. Частично в этом повинны высокие процентные ставки, но главная причина – отсутствие у России явных конкурентных преимуществ за пределами сырьевого и металлургического секторов. Отсюда – давление на ЦБ с целью снижения ставок, что означает постепенное сокращение процентного дифференциала. Центробанк уже фактически начал процесс смягчения монетарной политики, и это будет одной из главных тем этого года. Во-вторых, это Кипр, хотя негативные последствия этого фактора для курса рубля математически не просчитаны. В-третьих, произошло падение котировок российских акций, но предпосылки для этого скорее не макроэкономические, а психологические, связанные в том числе с перетоком капиталов с развивающихся рынков в США. Вот, наверное, и все.

Отсюда можно сделать вывод: вряд ли стоит ждать коллапса курса рубля с текущих уровней, если руководствоваться не эмоциями, а математикой. И профицитный платежный баланс, и процентный дифференциал в пользу рубля сохранятся, даже если процентные ставки в России будут снижены в этом году на 75 базисных пунктов. Вместе с тем шансы определенного ослабления рубля есть, если Министерство финансов будет покупать доллары в резервный фонд (объем может составить порядка $10 млрд, а возможно, и больше) во второй половине года, а также с учетом психологического негатива для рубля от процесса снижения процентных ставок ЦБ. Но коридор колебаний в районе 31-33 руб. за доллар пока видится при нынешнем сочетании факторов реалистичным.

Автор - начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт»