Суд защитил премиальные банковские карты от налога


Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял сторону Ситибанка в споре с межрегиональной инспекцией ФНС №9, имевшем прецедентное значение для налогообложения банковских программ лояльности.

Инспекция обвинила Ситибанк в невыполнении в 2008-2009 гг. обязанностей налогового агента держателей дебетовых карт Citigold и кредитных Ultima. Клиенты со среднемесячным балансом более 1,3 млн руб. бесплатно посещали бизнес-салоны в «Пулково-1» (стоимость входа – 610 руб.) и «Пулково-2» (1040 руб.). Налоговики решили, что тем самым 356 клиентов Ситибанка получили доход в натуральной форме и должны заплатить с него 13%-ный налог. Банк не удержал налог и не уведомил о появлении дохода, поэтому инспекция оштрафовала его на 17 800 руб.

Суды первой инстанции и апелляции поддержали Ситибанк, решив, что отношения между ним и клиентами не носили безвозмездного характера: услуги в обмен на поддержание высокого баланса. А кассация (Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа) приняла сторону налоговиков: услуги получены безвозмездно вместо процентов по вкладам, которые клиент мог получить с находящихся на карте средств.

Тройка судей ВАС, куда пожаловался Ситибанк, в определении о передаче дела в президиум сочла, что если совокупный доход от услуг не превысил установленных Налоговым кодексом пределов (ставка рефинансирования плюс 5 процентных пунктов в рублях или 9% в валюте), то налога не возникает. Сегодня президиум признал вынесение такого штрафа незаконным, следует из резулятивной части решения, опубликованной на сайте arbitr.ru.

Таким решением ВАС защитил любые банковские программы лояльности, теперь о претензиях к клиентам банка речи не идет, констатирует партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Если бы налоговики выиграли спор, они могли бы взыскать с банка пени на сумму недоимки (в решении не указана. – «Ведомости»), а также сам налог c держателей карт, объясняет он.

Два банкира из банков, входящих в топ-10 на розничном рынке, ранее говорили «Ведомостям», что относят затраты по таким программам на инвестиции в продвижение услуг, что допускает Налоговый кодекс. Один из них знает, что как минимум два крупных банка запрашивали мнение Минфина о корректности такого порядка еще четыре года назад и получили положительные для себя разъяснения. (Эти разъяснения защищают от претензий по прошлым периодам только тех, кто запросил. — «Ведомости»). Чиновник Минфина подтверждает, что в то время эта проблема активно обсуждалась, а в 2012 г. Минфин толковал такие программы как скидку, не включаемую в доход. По его словам, ответы на запросы банков, что это форма накопительных скидок, также давались. Вопросы были не только об услугах, но и о возврате части потраченных средств: так, Сбербанк в программе «Спасибо» начисляет не деньги, а свои «банковские мили».