Расходы бюджета будут расти на 1 трлн руб. в год

Минфин готов до 2030 г. ежегодно увеличивать расходы бюджета на 1 трлн руб. Однако повода для радости у отраслевых ведомств не много – большая часть средств будет потрачена на индексацию уже принятых обязательств
Министр финансов Антон Силуанов готов отдать лишний триллион/ Д. Абрамов/ Ведомости

Министр финансов Антон Силуанов на вчерашней коллегии ведомства раскрыл первые подробности разрабатываемой Минфином долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 г. Документ будет готов к лету.

Чтобы ежегодно наращивать расходы на триллион, нужен экономический рост в 6% ежегодно и инфляция в районе 2% – достичь этого будет очень сложно, предупреждает старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В среднесрочной перспективе бюджет останется социально ориентированным, уверена она: «В консолидированном бюджете на социальные расходы приходится 33%, и даже при отсутствии роста затрат на эти цели на федеральном уровне в прошлом году зарплаты в бюджетном секторе выросли почти на 20%».

Минфин готов ежегодно увеличивать расходы на 8–9% к предыдущему году, или на 1 трлн руб., сообщил Силуанов. Такие темпы роста госрасходов позволят экономике развиваться по инновационному сценарию (среднегодовые темпы роста ВВП до 2030 г. составят 4%). Всю разницу между доходами по сравнению с консервативным сценарием (рост на 3–3,2%) предлагается относить на условно утвержденные расходы, объяснил министр, они будут распределяться между госпрограммами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам. Одновременно будут наполняться резервные фонды, что позволит не снижать расходы в течение 2–3 лет даже при падении цен на нефть до $60 за баррель.

Практически весь рост расходов уже расписан между действующими обязательствами – индексация оплаты труда бюджетников, программа вооружений, социальные выплаты и т. д., предупредил отраслевых лоббистов Силуанов: «Поэтому серьезных возможностей для новых крупных расходов нет, они могут появиться лишь в случае перераспределения действующих расходов бюджета».

Минфин не стал брать за основу при разработке стратегии форсированный вариант развития экономики (темпы роста ВВП – около 5% ежегодно) из-за высоких рисков роста расходов казны, подчеркнул Силуанов: «Основываться на чересчур оптимистичном варианте – значит, создавать неустойчивую, опасную для бюджета ситуацию». Увеличением госрасходов экономический рост не ускорить, заявил министр: при загруженных мощностях это только спровоцирует инфляцию. «Нужны структурные меры в области рынка труда и капитала, защиты собственности и финансового рынка», – добавил он.

Расходы федерального бюджета росли даже в кризис. Больше всего как раз в 2009 г., когда расходы выросли по сравнению с 2008 г. на 2 трлн руб., или почти на 30%, до 8,7 трлн руб. Аналогичный рост на 2 трлн, или 22%, был в 2011 г. В 2012 г. расходы увеличились еще на 1 трлн руб., в 2013 г. вырастут примерно на 500 млрд.

Минфин дает понять, что бюджетная политика будет сверхконсервативной и рассматривать бюджет как основной источник роста экономики нельзя, говорит сотрудник аппарата правительства. Такой подход поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев, который заявил, что ведомства не должны ставить достижение целей госпрограмм в зависимость от выделения дополнительных денег из казны, отмечает собеседник «Ведомостей».

Увеличение затрат на 1 трлн руб. каждый год – предельные возможности бюджета, скорее всего в реальности рост будет даже меньше, предупреждает чиновник Минфина. Но это не значит, что Минфин не готов поддерживать крупные инфраструктурные проекты, отмечает он: «Мы готовы использовать средства фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда. Но проекты должны быть окупаемы, чтобы можно было в ценных бумагах, выпущенных под проекты, держать деньги».

Триллион ежегодно – минимальный рост расходов, который возможен с учетом действующего бюджетного правила, отмечает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы. При таком подходе расходы к ВВП будут медленно, но снижаться. Индексация действующих расходов может съесть от триллиона примерно половину, добавляет Лебединская: «Но есть скрытые резервы – это оптимизация расходов на оборону и безопасность. Если хотя бы частично пересмотреть планы по росту расходов на эти направления, то высвободится значительная часть средств».