Рентабельность в промышленности в 1,3–5 раз ниже ставок по кредитам


По расчетам Центра развития, валовой отток за вычетом сделки между «Роснефтью» и ТНК-ВР и закрытием банками валютных свопов в ЦБ составил более $50 млрд – кроме кризисного периода, похожие объемы были в IV квартале 2011 г. в период нарастания политической нестабильности (выборы в Думу, начало массовых протестов), напоминает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: «Текущая волна оттока капитала, на наш взгляд, отражает все более глубоко проникающее понимание бизнесом сложившейся в стране политико-экономической ситуации и его реакцию на потерю экономикой драйва». Спираль ухудшающихся ожиданий при обострении внешнеэкономических проблем может завести экономику из стагнации в рецессию, не исключают эксперты Центра развития.

Уровень рентабельности обрабатывающих производств в 1,3–5 раз меньше усредненной стоимости рублевых кредитов, составлявшей в январе 12%, посчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики (см. таблицу). Ситуация в корне отличается от докризисной, замечает он: с 2004 по 2008 г. уровень рентабельности превышал стоимость рублевых займов. Сейчас же практически все отрасли, за исключением добычи, химической промышленности, производства кокса и нефтепродуктов, – в зоне кредитного голода (из которой, правда, можно исключить еще перекредитованных металлургию и производство стройматериалов). Самые низкодоходные секторы – практически все машиностроение, даже в автопроме рентабельность отгрузки втрое ниже стоимости кредита, замечает Миронов.

При этом предприятия в последние годы последовательно увеличивают долю направляемых на инвестиции собственных средств, но общему увеличению капвложений это не помогает: «хроническое» снижение рентабельности производств при стабильных ставках по кредиту ведет к торможению роста инвестиций, заключает эксперт. Выходом может стать либо удешевление внутреннего ресурса, либо расширение доступа к внешнему финансированию: возобновления экономического роста без роста инвестиций не будет.

Ресурсные ограничения в то же время сочетаются с ускорением оттока капитала.