От исхода выборов в Венесуэле будет зависеть успех мировой борьбы за энергоресурсы

По извлекаемым нефтяным запасам Венесуэла заняла первое место в мире, но основная их доля – трудные для добычи запасы тяжелой и сверхтяжелой нефти пояса Ориноко; однако за них ведут борьбу компании многих стран мира

Подходит к финишу спринтерская гонка за кресло президента Венесуэлы. Два основных соперника определены, и борьба между ними идет с нарастающим ожесточением. Фаворитом является Николас Мадуро, соратник покойного президента Венесуэлы, которого Уго Чавес назвал своим преемником. За него, по последним опросам, готовы отдать голоса более 50%, хотя он не обладает ни заслугами, ни харизмой Уго. Поддерживает его, в частности, существенная часть бедных слоев населения, которые при Чавесе получили расширенную систему социальных льгот.

Россия участвует в пяти нефтяных проектах. Планы по добыче углеводородов в Венесуэле обозначили “Газпром", “Газпром нефть”, ТНК-ВР, “Лукойл”, “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”. Особенно активна здесь “Роснефть”, которая планирует вложить в разработку блока “Карабобо-2” до $16 млрд. Кроме того, Национальный нефтяной консорциум (ННК) в составе “Роснефти”, “Газпром нефти”, “Лукойла” и “Сургутнефтегаза” собирается инвестировать около двух десятков миллиардов долларов в разработку проекта “Хунин-6”. Только в бурение добывающих скважин за предстоящие 10 лет там планируется вложить порядка $15 млрд. По данным ННК, проект “Хунин-6”, в котором 60% принадлежит венесуэльской госкомпании PDVSA и 40% – ННК, со временем будет давать до 450 000 баррелей в сутки.

Единый кандидат от оппозиции Энрике Каприлес происходит из семьи предпринимателей, занимавшихся различными бизнесами в индустрии развлечений, в сфере оказания услуг, в секторе недвижимости и в СМИ. Он делает ставку на средний, активный слой населения. Каприлес – опытный политик и уже набирал в гонке с Уго Чавесом около 40% голосов, да и сейчас за него готовы отдать голоса чуть более 40% избирателей. По мере приближения даты первого тура выборов (14 апреля) борьба становится все более бескомпромиссной. Так, и. о. президента Мадуро назвал представителей оппозиции "наследниками Гитлера" за их резкие высказывания. А для Каприлеса, потомка бежавших от холокоста евреев, такое сравнение очень болезненно.

От исхода выборов будет зависеть очень многое. В том числе ставится на карту благополучие Кубы, куда из Венесуэлы поставляется за символическую плату (в обмен на медицинские услуги) около 100 000 баррелей нефти в сутки. Каприлес заявил, что в случае его победы “дотации другим странам закончатся, а Куба не получит ни капли нефти”. От того, кто станет президентом, будут зависеть и судьба миллиардных инвестиций Китая в экономику Венесуэлы, и контракты на поставку оружия из России, и взаимоотношения с США, куда Венесуэла поставляет около трети своей экспортной нефти. Но самые большие ставки будут у зарубежных нефтяных компаний, которые начали вкладываться в разработку венесуэльских месторождений. Можно сказать и шире: от вектора развития страны в известной мере будет зависеть успех мировой гонки за энергоресурсами. А это один из ключевых вопросов современности.

Со времен Адама человек как бы помещен на беговую дорожку, которая при бездействии и пассивности тащит его назад в болото прозябания, нищеты и небытия. Несмотря на это, человечеству пока в целом удавалось не только противостоять деградации и сползанию в каменный век, но и двигаться вверх. Особенно большой рывок случился в последние 150-200 лет, когда на смену мускульной силе человека и домашних животных в массовом порядке пришли машины и механизмы. Для их работы используется энергия, которую добывают в основном из нефти, газа и угля, и эта “тройка” мчит человека с возрастающей скоростью к новым вершинам благополучия.

Серьезным вызовом человечеству является рост энергопотребления в условиях, когда запасы легких в добыче углеводородов постепенно истощаются, а добыча становится все сложнее и дороже. Так, в некоторых странах (Норвегии, Великобритании и др.), несмотря на вкладываемые ресурсы, суммарные объемы добычи стали снижаться. США в последнее время ценой колоссальных усилий удалось вновь подстегнуть газового и нефтяного коней – за счет бурения огромного числа скважин стали расти добыча нефти и газа из сланцевых пород. В мире растет добыча нефти из шельфовых месторождений, достигающая уже около четверти общих объемов. Но все это лишь немного отодвигает приближающиеся серьезные проблемы.

Исход выборов в богатой ресурсами Венесуэле будет в известной мере влиять и на судьбы мира. При Чавесе проводился большой комплекс работ по разведке запасов нефти. В результате в 2007-2010 гг. признанные объемы извлекаемых запасов были увеличены в 4 раза, и по этому показателю страна вышла на первое место в мире, обогнав Канаду с ее огромными запасами битумных песков в провинции Альберта и даже Саудовскую Аравию. По оценкам ОПЕК, извлекаемые нефтяные запасы в Венесуэле составляют чуть менее 300 млрд баррелей. Правда, основная их доля – это трудные для добычи огромные запасы тяжелой и сверхтяжелой нефти пояса Ориноко. Это огромная территория, поделенная на несколько нефтяных провинций (Айакучо, Бояко, Хунин и Карабобо), общие геологические запасы которой оцениваются примерно в 1 трлн баррелей. Коэффициент излечения запасов по некоторым месторождениям составляет лишь 5-10%, но применение паронагнетания и иных современных технических приемов может доводить этот коэффициент до 25-30%. Именно комплекс мероприятий разведки и переоценка извлекаемости запасов пояса Ориноко вывела Венесуэлу на первое место в мире по объемам извлекаемых запасов.

С учетом сложности извлечения, необходимости строительства уникальной инфраструктуры в труднодоступных регионах, а также специфической нефтепереработки добыча нефти в поясе Ориноко будет непростым делом. Так, после добычи сверхтяжелой нефти (битумы, асфальты) для получения привычных жидких компонент требуется ее предварительная обработка на специальном заводе стоимостью несколько миллиардов долларов. Недаром страна с такими огромными запасами нефти в последние 15 лет показывала сползающие вниз объемы добычи – с 3,5 млн баррелей в день в 1998 г. до 2,7 млн в 2012 г. В том числе страна из добываемой сверхтяжелой нефти Ориноко получает чуть менее миллиона баррелей синтетической нефти. На сегодня Венесуэла при доле в мировых запасах около 18% обеспечивает лишь 3,3% мировой нефтедобычи. Однако у Венесуэлы амбициозные планы – увеличить добычу до 6 млн баррелей в день. В частности, планируется вместе с иностранными компаниями, включая бразильскую Petrobras, китайскую CNPC, британскую ВР и др., активно разрабатывать три десятка блоков месторождений пояса Ориноко.

Для наших нефтяных компаний предпочтительней представляется победа на выборах Мадуро, поскольку он постарается максимально обеспечить преемственность курса Чавеса. Это относится и к нефтяным контрактам Венесуэлы с российскими компаниями. Победа Каприлеса могла бы обеспечить более динамичное развитие страы. Но кандидат от оппозиции планирует реформировать нефтяную промышленность, отменив, в частности, ряд подписанных при Чавесе политически мотивированных сделок, реорганизовать PDVSA и пересмотреть все ее совместные предприятия. Именно на Каприлеса будут делать ставку в США, которые являются важнейшим внешнеторговым партнером Венесуэлы. Американские компании при победе оппозиции рассчитывают потеснить зарубежных конкурентов в доступе к кладовым Венесуэлы.

Вместе с тем даже вероятная победа Каприлеса не должна привести к резким изменениям. Огромные социальные обязательства государства, субсидии внутренним потребителям топлива, так же как и льготные поставки нефти в соседние латиноамериканские страны невозможно обрубить быстро. Не должна стать возможная победа Каприлеса фатальной и для российского ННК, который подписался не на потребление легкого и лакомого пирога, но на разработку сложных месторождений. А запланированные огромные инвестиции при возникновении неблагоприятных раскладов можно будет корректировать в меньшую сторону.

Понятно, что в ближайшие месяцы нефтяные компании, включая “Роснефть”, займут выжидательные позиции. Даже в случае победы Мадуро политическая картина в стране будет постепенно меняться. Будут усиливаться новые группировки, и иностранным инвесторам могут потребоваться дополнительные доказательства незыблемости заключенных контрактов. Значит, при любом исходе выборов нашим компаниям вновь предстоит бороться в Венесуэле за свои долгосрочные интересы. А как раз долгосрочные изменения в стране будут принципиальными не только для судьбы инвестиций наших компаний, но и для всего мира по причине важности динамики добычи нефти на столь огромных и многообещающих месторождениях.

Автор – начальник аналитического отдела ИК "Церих кэпитал менеджмент"