Регионы просят 1,3 трлн руб. на инфраструктуру к ЧМ-2018

Регионы просят денег на инфраструктуру к чемпионату мира – 2018, у федерального бюджета лишних средств нет. Пытаясь сэкономить, Россия рискует репутацией, считают аналитики Standard & Poor's
Регионы ждут денег от центра/ М. Мокрушин/ РИА Новости

Одиннадцати принимающим ЧМ-2018 российским городам требуется для подготовки инфраструктуры 1,3 трлн руб., проанализировало S&P официальные заявки. Это непосильные расходы, региональные бюджеты своим столицам тоже не помогут: до 60% их трат – социальные обязательства, и эту группу расходов еще предстоит наращивать для выполнения обещаний президента Владимира Путина.

Минспорт ранее оценивал расходы вдвое меньше – 650 млрд руб., правда, недавно цифра выросла до 917 млрд руб., указывает замдиректора S&P Карен Вартапетов. Но чтобы провести чемпионат достойно, нужно 1,39 трлн руб., предупреждал правительство Минспорт. Почти в такую же сумму обойдется сочинская Олимпиада, расходы на которую оцениваются в 1,5 трлн руб.

«Достойно» означает, что расходы не ограничатся необходимыми обязательствами перед ФИФА: строительством стадионов, тренировочных баз, реконструкцией аэропортов и дорог от них. Эти расходы федеральный бюджет берет на себя. В заявки регионов включены затраты на модернизацию транспортной, коммунальной инфраструктуры, железнодорожных вокзалов, сети дорог. Например, Самара планирует построить к ЧМ-2018 новые станции метро (ее заявка составляет более четверти всех затрат на чемпионат – 350 млрд руб.), Казань просит 30 млрд руб. на реконструкцию дорог. Мэр Казани Ильсур Метшин выражал надежду, что предложения города будут услышаны федеральным центром.

Итоговая сумма – еще предварительная и, скорее всего, возрастет, считает Вартапетов: например, недавно Нижний Новгород увеличил объем необходимых расходов на 60 млрд до 280 млрд руб. В заявку внесено строительство новых инфраструктурных объектов, их появление «имеет принципиальное значение для будущего развития города», цитируют нижегородские СМИ заявление городской администрации.

По оценкам S&P, всего четыре региона смогут профинансировать все расходы самостоятельно: Москва, Санкт-Петербург, а также Татарстан и Краснодарский край, уже получившие федеральную поддержку для строительства инфраструктуры при подготовке к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи. Для большинства других регионов необходимые затраты превышают годовой объем доходов регионального бюджета (см. график): для Калининграда – более чем втрое, для Самары – почти вдвое. Эти два региона не смогут профинансировать даже трети необходимого, если федеральный бюджет оплатит издержки на 70%. Если он возьмет на себя 50%, с оставшейся нагрузкой могли бы справиться восемь регионов из 11, считают в S&P. В подготовке саммита АТЭС, Универсиады и Олимпиады доля средств федерального бюджета, прямо или опосредованно – через госкомпании или бюджетные кредиты регионам, – превышает 90%.

Аппетиты регионов, конечно, придется ограничивать, но и состояние их инфраструктуры находится на невысоком уровне, замечает Вартапетов: «Возможно, федеральному бюджету придется играть гораздо большую роль в подготовке к ЧМ, чем планируется». Правительству предстоит сложный выбор, заключает S&P: либо увеличить инвестиции в региональную инфраструктуру, либо снизить качество проведения чемпионата.

Однако возможностей у правительства намного меньше, чем до кризиса. Бюджет достаточно жесткий и ресурсов для перераспределения в нем практически нет, сказал вчера министр финансов Антон Силуанов.

Уже определено, что федеральные расходы на ЧМ составят не более 300 млрд руб. до 2018 г., при этом правительство ориентируется вообще на 250 млрд руб., говорит федеральный чиновник: «Сюда входят обязательства перед ФИФА. Еще есть обязательства по гостиницам, этим займутся частные инвесторы». Просто недопустимо, чтобы ЧМ-2018 превращался в плане дороговизны «во второй Сочи», кипятится чиновник: «Все остальное регионы, если хотят, могут благоустраивать самостоятельно, денег им на это не дадут». В указанные 300 млрд руб. не входит стоимость скоростных железнодорожных магистралей (осенью Минтранс оценил их в 290 млрд руб., апрельская оценка РЖД – 343 млрд) – решение по ним отложено до лета; кроме того, к чемпионату планируется построить высокоскоростные магистрали Москва – Петербург и Москва – Нижний Новгород – Казань общей стоимостью, по оценке РЖД, 1,5 трлн руб.