Сырьевые рынки перестали коррелировать с фондовыми

Динамика котировок фондовых и сырьевых активов долгое время была похожей. Однако кризис заставил инвесторов по-разному относиться к этим рынкам. И сходства как не бывало
Участникам торгов приходится по-разному смотреть на акции и сырьевые контракты/ Jin Lee/ Bloomberg

После кризиса фондовые и сырьевые рынки двигались практически синхронно. Посткризисный подъем, который, несмотря на высокую волатильность, все же продолжался с весны 2009 г., объяснялся восстановлением после обвала 2008 г. и огромным объемом ликвидности, который центробанки, прежде всего Федеральная резервная система США, вливали в финансовую систему, стараясь поддержать экономику. Однако в последнее время пути акций и сырья разошлись.

Разными путями

С начала года по 18 апреля Dow Jones-UBS Commodity Index, в который входят фьючерсные контракты на 22 сырьевых товара – от нефти и газа до меди, алюминия, хлопка и пшеницы, – упал на 5,4%. Другой сырьевой индекс, S&P GSCI, на динамику которого цены на энергоресурсы влияют в большей степени, потерял 6,3%. Между тем американский фондовый индекс S&P 500 за тот же период вырос на 8,1%, общемировой индекс MSCI AC World – на 4,2%.

Еще сильнее расхождение видно на периоде последних 12 месяцев: Dow Jones-UBS и S&P GSCI потеряли 4,1 и 9,8%, а S&P 500 и MSCI AC World выросли на 11,3 и 8,4% соответственно.

Быстрый и одновременный экономический рост в прошлом десятилетии в развивающихся странах, прежде всего в Китае, привел к нехватке многих сырьевых товаров. Неэластичное предложение отставало от стремительно растущего спроса, что способствовало повышению цен на сырье. Инвесторы также опасались ускорения инфляции, особенно из-за стимулирующих мер центробанков, и многие считали вложения в сырье хорошей защитой от нее. Однако инфляция не материализовалась, а баланс спроса и предложения изменился.

«Люди стали опасаться, что замедление экономики в Китае и других странах может затянуться и оказаться более существенным, чем многие ожидали или боялись, и цены на сырье стали падать. А запасы многих сырьевых товаров стали расти, и, видя этот рост и не такой высокий, как ожидалось, спрос, люди стали задумываться о том, можно ли вложения в сырье считать хорошей инвестицией», – говорит Стин Грендаль, руководитель глобальной аналитической службы банка Nordea.

В предыдущие годы, когда цены на многие сырьевые товары били рекорды, горнодобывающие компании начинали разрабатывать новые месторождения, фермеры увеличивали посевные площади и улучшали технологии выращивания культур. В нефтяном секторе новые технологии позволили существенно нарастить добычу– прежде всего в США, которые, по прогнозам, уже в этом десятилетии могут стать крупнейшей нефтедобывающей страной в мире. Сырьевой суперцикл и спрос со стороны Китая спровоцировали изменение баланса на нефтяном рынке, высокие цены подстегнули добычу «нетрадиционных» нефти и газа в Северной Америке, отмечает главный экономист BP Кристоф Рюль. Запасы сырой нефти в США находятся сейчас на максимальном за 22 года уровне.

Между тем спрос, раньше опережавший предложение, теперь от него отстает. Международное энергетическое агентство третий месяц подряд снижает прогноз мирового потребления нефти в 2013 г., спрос в Европе, по его оценке, будет самым слабым с 1980-х гг. «Все были уверены, что Китай, потребляющий около 50% мирового сырья, – это бездонная яма, которая и дальше будет все поглощать», – сказал на недавнем форуме Сбербанка «Россия-2013» Пол Робинсон, директор Multi Commodity Project. Но сейчас, по его словам, непонятно, какой будет траектория роста китайской экономики. Ей удастся в этом году показать рост на 7,5% (такую цель в начале года поставили новые руководители Китая), заявил недавно Шэнь Лайюнь, представитель национального бюро статистики страны. Однако такие темпы будут самыми низкими с 1990 г., до недавнего времени ежегодный рост превышал 10%.

На рынках серебра, золота, кукурузы, кофе, пшеницы в последние недели начался «медвежий» тренд, т. е. цены с максимумов упали более чем на 20%. На грани стоит и рынок меди: с последнего пика, 1 февраля, цены снизились на 17,6%. Сырьевой суперцикл завершился и цены вряд ли продемонстрируют такую же динамику, как в прошлом десятилетии, написали 2 апреля в отчете аналитики UBS. В Citigroup заговорили об окончании суперцикла еще в прошлом ноябре. В текущем квартале больше сырьевых товаров подешевеет, чем подорожает, написали в отчете 12 апреля аналитики Citi во главе с Эдвардом Морсом, начальником отдела анализа глобальных сырьевых рынков Citi.

Если же посмотреть на акции, после кризисного обвала его участники опасались возможного развития ситуации на фондовом рынке, отмечает Грендаль. «Они говорили: если мировая экономика не будет расти, как компании смогут получить прибыль? Но, как оказалось, очень многие компании смогли показать рост прибылей. Может, у них и не было роста продаж, но, экономя, проводя разумную политику, эффективно используя ресурсы, они смогли нарастить прибыль. И инвесторы, видя это, поняли: даже если мировая экономика замедляется, компании хорошо справляются с этой ситуацией», – объясняет рост фондовых рынков Грендаль.

Фундаментальные оценки возвращаются

Недавнее падение на сырьевых рынках (цена Brent, например, ушла ниже уровня $100 за баррель, золото за день подешевело на 7,5%) совпало с распродажей рискованных активов, но это не означает, что сырьевой рынок снова будет двигаться вместе с акциями, написали в отчете аналитики Barclays. Падение цен на сырьевых рынках после публикации данных о росте ВВП Китая в I квартале (он составил 7,7% против ожидавшихся 8% и 7,9% в IV квартале 2012 г.) «отражает крайнюю чувствительность участников рынка к пересмотру предположений о темпах экономического роста, а не возврат к ситуации, когда сырьевые цены менялись одновременно с восприятием риска и фондовым рынком», считают они.

Баланс спроса и предложения и другие фундаментальные факторы снова начинают играть на сырьевых рынках определяющую роль, считают в Barclays: «В последние несколько лет преобладающими факторами, определявшими динамику цен, были опасения касательно суверенного долга и страхи участников финансовых рынков. Они как бульдозеры прокатывались по различным рынкам, мало заботясь о тонкостях предложения или нюансах, определяющих тенденции спроса. В последнее же время основные факторы стали в большей степени отражать ситуацию, характерную именно для сырьевого сектора: инвесторы стали «по-медвежьи» смотреть на золото, когда замаячила перспектива сокращения вливаний ликвидности ФРС; разочаровывающие данные о росте Китая ставят под вопрос корректность оценок спроса на базовые металлы; неожиданно масштабные объемы сезонной профилактики НПЗ могут привести к значительному избытку сырой нефти. И ценовая реакция различалась соответственно: золото было в лидерах падения, за ним следовали некоторые металлы, но другие упали не так сильно, а снижение на рынках энергоресурсов было относительно скромным».

Количество длинных нетто-позиций, открытых спекулянтами по фьючерсам и опционам на 18 сырьевых товаров, которые отслеживает Комиссия по срочной биржевой торговле США, упало за неделю по 2 апреля на 31%, составив 468 780 контрактов. Это стало самым значительным снижением с октября 2008 г. При этом нетто-позиции были короткими по семи из 18 товаров, включая медь, серебро, пшеницу и сахар.

Неделей позже совокупное число длинных нетто-позиций по 18 товарам сократилось еще на 7,9% до 431 581 контракта, причем количество ставок на рост сельскохозяйственных товаров упало до самого низкого с 2006 г. уровня. Министерство сельского хозяйства США ожидает, что посевы кукурузы будут самыми значительными с 1936 г. А запасы пшеницы перед урожаем в Северном полушарии составят 182,26 млн т, заявило министерство 10 апреля; месяцем ранее оно прогнозировало 178,23 млн т.

В этом году предложение меди превысит спрос на 97 000 т, считают аналитики Barclays. Аналогичная ситуация, по их оценкам, сложится на рынках 12 из 18 товаров, включая алюминий, свинец, никель и цинк.

Относительно невысокий уровень цен на нефть поддерживает котировки акций на развитых рынках, считает Майкл Шэоул, гендиректор нью-йоркской Marketfield Asset Management: «Все работает несколько лучше при низких ценах на энергоресурсы». Другие эксперты, однако, отмечают, что падение цен на сырье также отражает замедление спроса со стороны Китая, крупнейшего в мире потребителя меди, угля, железной руды, второго после США потребителя нефти. А более медленный рост китайской экономики создает проблемы в других частях света, в частности у поставщиков сырья, которыми являются в основном развивающиеся страны, такие как Россия и Бразилия.

Новая ступень

Но в десятилетней перспективе очень сложно не ожидать роста цен на сырье, ведь развивающиеся страны продолжат расти, будут стремиться достичь уровня жизни развитых стран, полагает Грендаль. «Наверное, спрос будет увеличиваться не так быстро, как раньше, но время от времени все равно будет возникать дефицит тех или иных видов сырья», – полагает он, считая нынешнее снижение цен на сырье перебалансировкой спроса и предложения, а не окончанием сырьевого суперцикла.

В Китае более 1 млрд жителей, в Индии еще 1 млрд, значительное население в России, Бразилии, Индонезии, потребители там богатеют и покупают все больше товаров, поэтому в долгосрочной перспективе спрос на сырье не может не расти, сказал «Ведомостям» на «Форуме-2013» Марк Мобиус, управляющий директор Templeton Asset Management. «Китай стал крупнейшим автомобильным рынком мира, и там будут покупать все больше и больше автомобилей, для которых нужны металлы и нефть», – говорит он.

В периоды высоких цен сырьевые компании, пытаясь угнаться за спросом, обычно начинают новые масштабные проекты, которые при этих ценах окупаются, объясняет Мобиус. Когда цены падают, многие из этих проектов становятся нерентабельными, компаниям приходится списывать инвестиции. Прежних руководителей увольняют, им на смену приходят более консервативные, которые частично прикрывают проекты, потому что такого количества сырья больше не нужно. Подобную оценку подтвердил, выступая на сессии форума, первый заместитель гендиректора UC Rusal Владислав Соловьев. До кризиса главным фактором роста сырьевого рынка был спрос, который стимулировал инвестиции, сейчас – перепроизводство, нужно сокращать инвестиции в добывающие проекты, сказал он.

Но через некоторое время, когда спрос начнет восстанавливаться, сырья снова начнет не хватать, потому что, помня о прежних неудачах, компании будут тянуть с наращиванием добычи, продолжает Мобиус: «По нашим оценкам, такой цикл занимает около пяти лет, поэтому через несколько лет можно ожидать возобновления роста цен на сырьевые товары».