Финансы
Бесплатный
Ольга Плотонова|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 3334 от 24.04.2013 под заголовком: Заемщики лицом не вышли

Банки стали сверять биометрические параметры лиц заемщиков с их фотографиями

ХКФ первым из банков стал сверять биометрические параметры лиц претендентов на кредит с их фотографиями и за месяц выявил шестерых потенциальных мошенников
С. Портер / Ведомости
Мошеннический процент

Беззалоговое кредитование – одно из самых притягательных для мошенников. На них, по оценкам специалистов Бюро кредитных историй, приходится до 1% заявок, в этом году эта доля может вырасти вдвое, а объем кредитов, передаваемых в работу коллекторам, по оценке «Секвойя кредит консолидэйшн», – на 45–50%. Банки относят заемщиков к числу мошенников, если они уклоняются от уплаты пяти и более кредитов.

Как выявить мошенника

На сегодняшний день в рамках борьбы с мошенничеством банки часто используют другую технологию обмена данными – FPS (система противодействия мошенничеству) на базе кредитного бюро Equifax (более 100 млн кредитных историй физлиц), которая не включает в себя биометрию. ХКФ ее тоже использует. Банки, заинтересованные в обмене данными, передают в систему информацию о поступивших кредитных заявках в обезличенном виде, а FPS проводит анализ пула доступных кредитных заявок и выявляет несоответствие в информации, факты ее повторного применения и использование подложных идентификационных данных со стороны мошенников.

В марте «ХКФ банк» внедрил новую технологию идентификации клиентов, рассказал «Ведомостям» директор по управлению рисками Якуб Кудрна. Теперь для этого используются не только данные документов, но и биометрические параметры лица (например, координаты расположения глаз), которые сравниваются с фотографией в паспорте.

Такие технологии используются в аэропортах и на других объектах, где требуются повышенные меры безопасности. «Нам неизвестно о других примерах использования биометрической проверки в банковской рознице. С помощью этой технологии мы можем помогать правоохранительным органам ловить так называемых мошенников-коммивояжеров, которые пытаются получить кредиты по разным паспортам», – говорит Кудрна.

Решение о выдаче кредита обычно принимается в течение 30 минут, а биометрическая проверка занимает не больше пяти, объясняет Кудрна: обнаружив признаки мошенничества, специалисты банка сразу оповещают правоохранительные органы (участкового или охрану торгового центра), у которых есть время доехать и задержать подозреваемого, пока тот дожидается решения банка по своей заявке.

Так полиция поймала шестерых потенциальных мошенников, пытавшихся взять кредит в ХКФ, говорит представитель банка.

Представитель МВД не стал комментировать новации банкиров. Эта технология позволит отсечь значительное количество мошенников, берущих кредиты по чужим паспортам, согласен сотрудник центрального аппарата МВД.

Этот способ популярен у мошенников, активность которых растет вместе с розничным кредитованием (см. врез). Когда в прошлом году сотрудник «Ведомостей» потерял паспорт, мошенники по нему взяли кредиты в трех банках. Правда, в декабре в УК появилась статья, предусматривающая наказание за кредитное мошенничество (хищение средств путем предоставления недостоверных данных) – до 10 лет заключения.

Методика распознавания человека через биометрические технологии пока несовершенна, говорит топ-менеджер компании, предоставляющей услуги по выявлению мошеннических схем: «она не может точно учитывать мимику лица, ее трудно механизировать», но само наличие камеры уже дисциплинирует клиента. Мошенники, по словам банкиров, часто приходят в банк с переклеенными в чужие паспорта фотографиями, а порой и вовсе с неизмененными паспортами.

«Это интересный сервис, часть большой системы по предотвращению мошенничества, – говорит зампред правления «Ренессанс кредита» Татьяна Хондру, – но для получения ощутимого эффекта нужно использовать ее в течение нескольких лет, составлять базу данных».

У ХКФ она насчитывает данные более чем о 10 млн клиентов: банк давно фотографирует своих клиентов и к 2010 г. собрал обширную базу фотографий и решил использовать ее против мошенничества, пояснил Кудрна.

Создание такой базы данных законно только при согласии граждан на фотографирование, предупреждает сотрудник центрального аппарата МВД. Представитель ХКФ заверил, что у каждого клиента берется согласие на обработку персональных данных.

В 2011–2012 гг. ХКФ обкатывал систему, только отказывая подозрительным клиентам в кредитах, не обращаясь в правоохранительные органы (звонки начались с апреля), говорит Кудрна: «Уже за это время, по нашим оценкам, мы окупили вложения в биометрической технологии».

Объем инвестиций он не раскрывает, но камеры установлены в десятках тысяч точек – во всех офисах и точках продаж (включая торговые сети), а также в большинстве точек продаж партнеров.

Для идентификации используется не только биометрическая проверка.

ХКФ анализирует другие документы, предоставленные заемщиком, при возможности использует открытые базы данных миграционной службы и службы судебных приставов и т. п. Это позволяет избежать ошибок. Например, если человек сменил паспорт и его номерные данные не совпадают с предыдущими данными в базе данных банка.

«Ренессанс кредит» из технических способов использует «Хантер», внедряет межбанковские cистемы, в частности FPS (fraud prevention system, см. врез), и изучает другие сервисы, перечисляет Хондру.

В феврале Национальное бюро кредитных историй совместно с компанией FICO предложили скоринговую модель, позволяющую отслеживать заявки на кредит, для которых характерен высокий риск мошенничества. Сейчас к ней подключено более 150 компаний – не только банки, но и все, кто выдает кредиты, а число обращений за скорингом (проверка потенциального заемщика) достигло 1 млн в месяц. Банки в основном проверяют заявки на кредитные карты и кредиты наличными, добавила представитель компании FICO Елена Конева.

«FICO не использует биометрические данные нигде в мире, так как такие данные недостоверны и не дают требуемого результата», – уверяет Конева.

О проблеме мошеннических кредитов свидетельствует рост невозврата полученных ссуд. По данным НБКИ, количество просроченных счетов, по которым не было вообще ни одного платежа, за прошлый год выросло на 31% примерно до 576 000. Многие из этих мошеннических действий ведут к появлению так называемых плохих долгов и более плотной работе с коллекторами.

Из шести пойманных при помощи новой системы ХКФ клиентов два стали фигурантами уголовных дел, «по остальным дела находятся на стадии возбуждения», говорит представитель ХКФ.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать