Минэкономразвития предлагает ограничить рост тарифов на газ и свет

Минэкономразвития предлагает ограничить рост тарифов в надежде оживить экономику. Мера может помочь, а может лишь поддержать доходы потребителей услуг монополий
Сетевой тариф правительство может сократить почти вдвое/ Д. Абрамов/ Ведомости

Владимир Тихомиров из ФК «Открытие» считает, что нужна, напротив, быстрая индексация тарифов, но при одновременной демонополизации этих секторов, в ином случае у госмонополий всегда будут находиться аргументы, что у них мало ресурсов: «Это вопрос фундаментальный – нужно убирать госрегулирование тарифов при одновременных структурных реформах». Чаяния Минэкономразвития понятны – оно маневрирует, чтобы поддержать отечественное производство, а это все сложнее, рассуждает Тихомиров.

«Почему газ, вода, хлеб, продукты – все дорожает? Когда цены перестанут расти такими темпами?» – спросил у Владимира Путина житель Хабаровского края Иван Владимирович. Рост цен в среднем по стране умеренный, объяснил президент, а услуги ЖКХ дорожают из-за пересмотра норм потребления в регионах, хотя тарифы и так «подзаморожены» на начало года. «Тем не менее скорее всего мы и здесь [в тарифах], наверное, немножко подожмем», – пообещал президент.

«Поджать» тарифы на совещании у президента в понедельник предложило Минэкономразвития: в 2014–2015 гг. могут быть ограничены темпы роста тарифов на газ для предприятий и на электроэнергию для сетевых организаций. Об этом вчера сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в Минэкономразвития и подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с предложениями. Представитель Минэкономразвития вчера вечером не смог прокомментировать эти предложения.

Темпы индексации тарифов на электроэнергию для электросетевых организаций министерство предлагает сократить до 6% вместо запланированных 10% (см. таблицу). Минэкономразвития рассчитывает, что это заставит сетевые компании существенно повысить эффективность инвестиций, пишет «Интерфакс».

Представитель ФСК отказался от комментариев. EBITDA ФСК в 2013 г. составит 90 млрд руб., а объем инвестпрограммы – 130 млрд, этот разрыв можно покрывать за счет заимствований, но к концу года соотношение долга и EBITDA достигнет 3,2–3,3 и наращивать долг уже будет нельзя, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Владимир Скляр. Если государство хочет сохранить инвестпрограмму в прежнем объеме, то нужно повышать тарифы или предоставлять компании бюджетные средства, как это делается с «Русгидро», замечает Скляр. Инвестпрограмма МРСК в 2–3 раза больше, а в бюджете лишних денег нет, добавляет он.

В абсолютных цифрах сетевой тариф в России примерно на уровне Великобритании, но там маржа по EBITDA – 70%, а в России – 18%, замечает Скляр: «Неэффективность налицо». Но повысить ее за год-два не получится – нужно резко сокращать расходы, увольнять персонал, а к этому инфраструктурные монополии не готовы, констатирует он.

Темпы роста тарифов на газ для предприятий в 2014–2015 гг. по предложению сокращаются втрое – 5% в год вместо запланированных 15%. Индексация тарифов для населения пойдет прежними темпами – по 15% в год. Получить комментарии представителя «Газпрома» не удалось.

Столь существенное сокращение темпов роста тарифов вызовет угрозу сокращения инвестпрограммы «Газпрома», считает аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук: свободный денежный поток близок к нулю, поэтому концерну необходимы поступления от растущих тарифов. За счет повышения эффективности выпадающие поступления покрыть вряд ли удастся, замечает он.

С учетом того что на европейском рынке цены на газ будут снижаться – как из-за вялости экономики, так и из-за изменения потоков поставки газа, – в более медленном росте внутренних цен нет никаких минусов даже с точки зрения выхода в перспективе на равнодоходность, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития. «Единственный возможный минус такого решения – снижение у предприятий стимула к энергосбережению, и надо продумать, как их к этому побуждать», – считает он.

При торможении роста тарифов действительно экономика может рассчитывать на некоторый положительный эффект и замедление инфляции, если предприятия предпочтут использовать полученную фору не для увеличения маржи. Но базовые секторы – инфраструктура, энергетика, газовый – при сохранении нынешней структуры производства получат меньше денег на модернизацию и их инвестиционный потенциал будет резко сокращен, уверен Тихомиров. Оживит ли рост кредита снижение ставок вслед за снижением инфляции – это еще вопрос, проблема не только в ставках, но и, в частности, в доступе к финансированию, продолжает экономист: «Его будут по-прежнему получать за рубежом, а для стоимости зарубежных кредитов важно состояние компаний, определяющих динамику рынка: если бумаги «Газпрома» будут не очень интересны, это скажется на всем рынке и на стоимости заимствований даже при низкой инфляции». Торможение роста тарифов фундаментально ситуацию в экономике не изменит, резюмирует Тихомиров.