Зачем занимают российские компании, если они не наращивают инвестиции?

Конъюнктура долгового рынка чрезвычайно благоприятна, и корпорации берут дешевые деньги – чаще не для инвестиций, а для изменения структуры капитала

В течение последних 12 месяцев мы наблюдаем весьма существенное замедление темпов роста российской экономики. Если в I квартале 2012 г. она росла почти на 5%, то в январе - марте 2013 г. – лишь на 1,6% (по предварительным данным Росстата). Одна из ключевых причин – снижение инвестиционной активности российских компаний.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, одновременно российские корпорации ставят рекорды по объемам размещений еврооблигаций на международных рынках капитала. Так, с начала года российские заемщики разместили этих бумаг на $25,4 млрд, введя Россию на первую строчку среди всех развивающихся стран по заимствованиям. Ближайший конкурент – Китай с $24,4 млрд новых займов на публичном международном долговом рынке.

Еще одна тенденция – растущая популярность облигаций в локальной валюте: в частности, в этом году на такие инструменты пришлось порядка 9% от суммарного объем сделок на рынке еврооблигаций в мире. В свою очередь, российские заемщики разместили евробондов, номинированных в рублях, примерно на $3,2 млрд (в эквиваленте). Это около 12,5% от общего объема российских сделок, что, в частности, может свидетельствовать о повышенном интересе иностранных инвесторов к рублевым активам.

Почему и зачем занимают компании, если они не наращивают инвестиции?

Ответ достаточно прост: конъюнктура долгового рынка чрезвычайно благоприятна, процентные ставки соблазнительно низки, поэтому корпорации пользуются возможностью и берут дешевые деньги. Чаще не для инвестиций, а для изменения структуры капитала.

Почему инвесторы готовы вкладывать средства в долги российских корпораций по низким ставкам (4-6% в долларах) на фоне неблагоприятных тенденций в экономике? Дело в том, что ключевые мировые центробанки – ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии и Банк Англии – уже достаточно продолжительное время наполняют мировую финансовую систему ликвидностью, удерживая базовые процентные ставки на рекордно низком уровне. Эта ликвидность ведет к притоку средств в фонды облигаций развивающихся стран, к которым относится Россия. Кредитные метрики российских компаний выглядят весьма убедительно, а замедление экономического роста в России инвесторов не пугает: слабый рост подразумевает отсутствие у компаний агрессивного инвестиционного аппетита, а последнее всегда нравится кредиторам. Медленный рост – это головная боль инвесторов в акции.

Что значит, что российские компании привлекают деньги "для изменения структуры капитала"? В условиях, когда заемные средства столь недороги, они решают чуть увеличить соотношение долга и собственного капитала (за счет заимствований выплачиваются дивиденды и/или выкупаются собственные акции – это распространенная сейчас практика среди наших ресурсных компаний) или просто заменить более дорогой и/или короткий долг на более длинный и/или дешевый.

Автор – член правления «ВТБ капитала»