ЦБ усилит контроль за банками и бонусами банкиров

Центральный банк вскоре может получить право ограничивать зарплаты банкиров, надзирать за банковскими группами и применять индивидуальные нормативы
Цетробанк станет надзирать за выплатами топ-менеджерам банков/ А.Махонин/ Ведомости

Комитет Госдумы по финансовым рынкам рассмотрел поправки ко второму чтению в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке России», в пятницу пройдет пленарное заседание по ним. Если депутаты их одобрят (проект уже согласован чиновниками и депутатами), ЦБ получит право усилить контроль за банками, их собственниками, бонусами руководителей, а также применять мотивированное суждение. «В целом мы поддерживаем поправки, ЦБ важно понимать концентрацию рисков в банках и получить права, которые есть у регуляторов других стран», – говорит депутат, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.

ЦБ может получить право влиять на систему оплаты труда банкиров, включая их вознаграждение, подтверждает зампред ЦБ Михаил Сухов: «Параметры ограничения и санкции будут определены позже отдельным нормативным актом». Один из принципов: компенсации сотрудникам, принимающим риски, в том числе выплаты топ-менеджерам, должны не менее чем наполовину зависеть от итогов бизнеса, связанного с этими рисками, пояснил он. Уже с 1 июля банки будут присылать в ЦБ документы по своей системе оплаты труда для оценки экономического положения банка.

За некачественный риск-менеджмент или корпоративное управление ЦБ сможет устанавливать индивидуальные нормативы банкам.

С одной стороны, принимаемые меры соответствуют европейским, в том числе в отношении регулирования бонусов, говорит предправления Эргобанка Вячеслав Бармин. С другой – банковская деятельность и так самая зарегулированная и прозрачная в России, а новые требования только снизят ее рентабельность, сетует банкир.

Порог предварительного согласования в ЦБ на покупку акций банка поправки снижают с 20 до 10%. Это может отпугнуть некоторых потенциальных инвесторов, замечает Бармин, особенно в мелкие и средние банки, которым «нужен капитал для выполнения базельских требований».

ЦБ также сможет проверять дочерние банки группы за рубежом – в сотрудничестве с иностранными регуляторами. «Если будут какие-то нарушения, то к иностранной «дочке» санкции мы применять не имеем права, но головную организацию либо оштрафуем, либо наложим запрет на деятельность с «дочкой» до устранения нарушений», – поясняет Сухов. Инвестиционных подразделений это коснется в меньшей степени, но, так как по поправкам ЦБ сможет получать консолидированную отчетность всей группы, проблем не будет, добавляет он.

Мотивированное суждение (вступит в силу с 2015 г.) позволит выявить взаимосвязанность заемщиков банка и аргументированно ее обосновать. Это решит проблему финансирования компаний, которые напрямую не связаны, но имеют признаки аффилированности друг с другом или с собственниками банка. Лимит кредитования на группу заемщиков для банка устанавливается на уровне 25% капитала. Вводится и норматив для кредитования заемщиков, связанных с собственниками и руководителями банков, – до 20% капитала.

В той или иной степени поправки коснутся всех банков. Те, кто и так следил за качеством корпоративного управления и своей основной деятельностью, почти не заметят нововведений, считает Сухов: «Если банк диверсифицирован и не связан с собственниками, то он получит преимущество перед банками, которые находятся в худшем положении». Наибольшее влияние и обременение затронет банковские группы с «дочками» в разных странах или имеющие другие компании в группе, например страховые или инвестиционные, говорит первый зампред правления «СМП банка» Александр Левковский. Усложнится и жизнь банков, у которых пакеты акций раздроблены по владельцам или они кредитуют собственников, добавляет он. Левковский считает, что в проекты предлагаются в целом разумные вещи, но «сложно представить, как это будет происходить на практике». Для банкиров важно знать, кто будет проверять решения ЦБ, согласен Бармин: «С одной стороны, на ЦБ можно подать в суд и обжаловать, но с другой – никто из банков не хочет судиться с ЦБ».