Власти нашли деньги на дороги

Правительство может принять решение потратить нефтегазовые доходы на дороги, а не копить их в резервном фонде. Нарушается если не буква, то дух бюджетного правила, считают экономисты
Правительство нашло в бюджете деньги на дороги/ Е.Кузьмина/ Ведомости

780

км федеральных трасс против 320–350 км за последние годы

2940

км региональных трасс против 1000–1600 км ранее

1040

км муниципальных дорог при 500–650 км в предыдущие годы. Нынешних объемов финансирования хватит только на строительство федеральных трасс, предупреждал ранее министр транспорта Максим Соколов.

Повышать налоговую нагрузку на нефтяников ради строительства и ремонта дорог не нужно, следует из заявления вице-премьера Аркадия Дворковича.

Доходы дорожных фондов сократились, так как нефтяники нарастили производство более экологичного топлива «Евро-5» быстрее, чем ожидалось. В середине прошлого года произошел «взрывной рост производства», отметил замминистра финансов Сергей Шаталов (цитаты по «Прайму»). Сейчас на бензин «Евро-4» и «Евро-5» приходится около 70% рынка, на дизтопливо – около 50%, а ставки акцизов для более чистого топлива ниже, чем для других классов. С 2014 г. акцизы для экологичного топлива вырастут, но повышение будет несущественным, чтобы не разгонять цены на бензин, напомнил Дворкович.

Регионы сильнее федерального центра страдают от недобора акцизов – это основной источник наполнения их дорожных фондов. Повышение акцизов позволит лишь частично компенсировать потери региональных фондов, указал Шаталов. По его словам, сделать это можно в основном за счет федерального дорожного фонда (см. график), а потом подумать, как пополнить и его.

Деньги и так есть в бюджете, напомнил Дворкович: сокращение сборов топливных акцизов компенсируется ростом доходов от экспортной пошлины на нефтепродукты. Эти дополнительные доходы от вывозных пошлин возникли именно благодаря стимулированию нефтепереработки, напомнил Дворкович. «Но Минфин предпочитает об этом забывать, чтобы не привязывать эти средства к дорожным фондам», – посетовал он. Так что стоит вопрос не о дополнительных источниках доходов для дорожных фондов, а о приоритетах бюджетной политики, резюмировал вице-премьер.

Сейчас обсуждается увеличение ассигнований бюджета на дорожное хозяйство регионов, рассказал Дворкович: пока развилка в том, искать новые источники доходов для региональных дорожных фондов или достаточно перечислить средства из бюджета. Чтобы поддерживать региональную дорожную сеть, дополнительно требуется около 1 трлн руб. в год, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: «Чтобы покрыть эту потребность за счет акцизов, нужно повышать ставки на 9–10 руб., а это невозможно, так что без субсидий не обойтись». Регионы хотели бы иметь гарантированные источники поступлений, чтобы не зависеть от воли федерального правительства, заметил Дворкович, но пока эти источники не определены.

Доходы от экспортной пошлины на нефтепродукты относятся к нефтегазовым и должны зачисляться в резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП (сейчас 4% ВВП). Получается, что из-за дорожного хозяйства суверенные фонды «получат не все доходы, которые им полагались», констатировал Шаталов.

Минфин и так намерен использовать нефтегазовые доходы, чтобы компенсировать недобор ненефтегазовых поступлений в этом году. Чтобы заметить недостающие доходы от НДС и приватизации, Минфин зачислит в резервный фонд лишь 149 млрд из 516 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов, остальное пойдет на покрытие дефицита.

Формально это не является нарушением бюджетного правила, замечает главный экономист «ВТБ капитала» Максим Орешкин: оно в первую очередь предписывает не раздувать расходы сверх годового плана. Но дух бюджетного правила под угрозой, констатирует он. Ситуация с доходами бюджета «неприятная», говорит Орешкин: «Сейчас бюджет исполняется по графику, а дополнительных доходов нет». Поэтому начинаются попытки обходными путями перераспределить средства, продолжает Орешкин: по итогам года резервный фонд вряд ли существенно увеличится. Чтобы его наполнить, пришлось бы нарастить заимствования, а к этому правительство не готово, резюмирует он.