СРО удержат на поводке

Рабочая группа при ЦБ представит депутатам проект закона о саморегулировании на финансовом рынке. Он сгоняет всех его участников, кроме банков, в СРО, влияние которых будет зависеть от воли мегарегулятора

Бурыкина считает, что СРО нужно передать ряд избыточных функций регулятора, они должны следить за соблюдением стандартов в отрасли. Не нужно «общаков», в которые все сдают деньги, на финансовым рынке они не спасут, полагает она, но не нужны и новые ничего не значащие СРО, в которых просто нужно состоять. Для того чтобы создание таких СРО поддерживал рынок, необходимо наделить их реальными полномочиями, говорит управляющий директор ФК «Открытие» Юрий Минцев. Надзорные функции важны для СРО, но необходимо, чтобы организации могли выдвигать законодательные инициативы, считает он.

Кворум для СРО. 30%

столько организаций от общего количества по каждому виду деятельности должно вступить в СРО, чтобы она соответствовала требованиям законопроекта. В законе прописано 17 видов СРО на финансовых рынках.

Сегодня на круглом столе комитета по финансовым рынкам Госдумы депутатам представят законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», рассказал один из приглашенных на круглый стол и подтвердила председатель комитета Наталья Бурыкина. Бурыкина замечает, что пока проекта не видела и сегодня планирует вместе с экспертным советом комитета познакомиться с ним. «Ведомости» ознакомились с этим законопроектом, он подготовлен рабочей группой при ЦБ.

Проект делает обязательным участие в саморегулируемых организациях (СРО) всех участников финансового рынка, за исключением банков. По каждому направлению, например страхованию или брокерскому рынку, может быть создано не более трех СРО (см. врез). Не присоединившиеся к одной из них теряют право работать на рынке. При этом лицензионная система сохраняется – эти функции СРО не передаются в отличие, например, от строителей.

Напрямую закон закрепляет за СРО незначительные полномочия, в основном проверку исполнения своих же требований и стандартов, а также представительские функции при общении с чиновниками. Проект позволяет мегарегулятору передать СРО свои полномочия по надзору за соблюдением законов и по аттестации топ-менеджеров компаний. Но в этом случае СРО придется согласовывать смету расходов на проверки с ЦБ, а мегарегулятор сможет дублировать работу организации.

Создание мегарегулятора ведет к тому, что у ЦБ появляется огромный круг новых поднадзорных и вести контроль за ними он сможет только через СРО, передав им часть контрольных функций, говорит и. о. главы Всероссийского союза страховщиков Михаил Моторин. Он рассчитывает, что в СРО могут быть переданы полномочия по разработке правил страхования, стандартов, допуску новых игроков на рынок. Но для эффективной работы нужно создать единую СРО для всех, уверен Моторин. По этому проекту «прав у СРО меньше, функций и ответственности больше», чем по базовому закону о саморегулировании, замечает президент Федерального саморегулируемого союза страховых организаций Александр Коваль. Если саморегулирование призвано повысить качество товара или услуги и ответственность за него, то почему не предусмотрена дополнительная имущественная ответственность участников, удивлен Коваль, проект потребует серьезного уточнения.