Как цены на золото, акции Apple и Facebook оторвались от фундаментальных факторов

Твердые и многократные заверения центробанков в готовности скупать активы не только способствовали тому, что растущее число инвесторов стремится наращивать риски вложений по как никогда высоким ценам

Вряд ли какая-либо другая тема, кроме золота, может столь явно расколоть участников любого обсуждения инвестиционной стратегии на два лагеря. Недавнее резкое падение цены на драгметалл вновь накалило страсти в споре сторонников двух противоположных мнений, глубоко убежденных в собственной правоте. Одни считают золото переоцененным, а вложения в него — не приносящими дохода и не обеспечивающими роста стоимости капитала. Вторые полагают: чтобы остальные оценили уникальную роль золота как лекарства от практически любой экономической болезни, которая может повредить диверсифицированному портфелю инвестиций, нужно лишь время.

Эта дискуссия весьма интересна, но она занижает истинное значение того, что произошло. Недавние колебания цены на золото повторяют динамику, уже имевшую место на других рынках. Более того, они подтверждают феномен, постепенно распространяющийся по западным рынкам: на протяжении необычно долгого времени на них сохраняется искусственное ценообразование.

Общая предыстория ситуации на рынке золота известна всем. В крайне нестабильной системе, в мире, где растущее число центробанков агрессивно наращивают свои активы, инвесторы увидели в золоте возможность хеджироваться от легко распознаваемых рисков (инфляции), а также снизить нервозность перед лицом серьезных факторов неопределенности (в частности, возможности немыслимых ранее экономических кризисов).

Рост цен на золото подпитывал сам себя, пока его стоимость в значительной степени не утратила связи с фундаментальными факторами физического спроса и предложения. Так продолжалось до тех пор, пока казалось бы незначительная новость не выбила почву из-под ног всей действующей на этом рынке системы.

Понижение инфляционных ожиданий и рост фондового рынка также сыграли свою роль, но истинным катализатором резкого падения цен стали слухи о том, что под давлением европейских партнеров Кипр может начать распродавать золотые резервы. Речь шла о весьма незначительном количестве (стоимостью на тот момент менее $1 млрд), но сама перспектива этого заставила инвесторов внезапно задуматься о возможности резкого роста предложения на рынке золота за счет резервов других европейских стран, например Италии (ее резервы оценивались в $130 млрд).

Этого хватило, чтобы менее чем за неделю цена на золото упала на 15%. С тех пор металл безуспешно пытается вернуть себе устойчивые позиции.

Другими словами, в основе колебаний цены золота лежат механизмы, подобные тем, что определяют цену известного бренда и не имеют ничего общего с базовыми характеристиками самого товара, делая эту цену чувствительной к любым изменениям общественного мнения (экономисты назвали бы это стабильной неустойчивостью).

Подобные факторы определяли динамику акций Apple и Facebook в прошлом году.

После стабильного роста в течение нескольких лет и превышения отметки $700 акции Apple рухнули ниже $400. Сейчас их цена колеблется около $440. Почему? В основном потому, что «очарование» бренда Apple (используем термин одного из первых сотрудников Apple и автора нескольких книг Гая Кавасаки) рассеялось, вынуждая инвесторов (непроизвольно) разрывать связь между стоимостью акций и реальностью, заключающейся в яростных попытках конкурентов Apple наверстать упущенное.

В случае с Facebook широкая известность соцсети и мощная рекламная кампания способствовали повышенному интересу инвесторов к IPO компании, проведенному в мае 2012 г. по цене $38 за акцию. Акции Facebook немного подросли, а затем рухнули ниже $20, поскольку большое количество профессионалов рынка воспротивились вопиющему несоответствию стоимости акций фундаментальным факторам. Сейчас акции Facebook стоят около $24.

Конечно, примеры с Apple и Facebook специфические; но они говорят о том, что финансовые рынки имеют тенденцию чрезмерно отклоняться от определяемой фундаментальными факторами цены – как вверх, так и вниз. Сегодня, думаю, рынок золота преподает нам еще один урок в мире, где центробанки в погоне за экономическим ростом и борьбе с безработицей вбили мощный клин между финансовыми рынками и фундаментальными основами экономики.

Твердые и многократные заверения центробанков в готовности скупать активы не только способствовали тому, что растущее число инвесторов стремится наращивать риски вложений по как никогда высоким ценам. Они также подавили волатильность рынков, разрушили корреляционные связи и создали иллюзию стабильности — и все это в сложных условиях, характеризующихся необычной динамикой развития государств, изменениями нормативной базы, значительными побочными рисками, острой потребностью в новых моделях роста и создания рабочих мест, инновациями, которые скорее усугубляют, чем сдерживают рост диспропорций.

Фактически сегодня мировая экономика находится в состоянии стабильного неравновесия. А динамика рынков оторвалась от фундаментальных факторов на фоне ожиданий, что западные центробанки вместе с политическими институтами смогут обеспечить более высокие темпы экономического роста. Если этого не произойдет, у инвесторов появится гораздо больше поводов для беспокойства, чем истинная стоимость золота.

Автор – гендиректор и содиректор по инвестициям Pimco