Сергей Гуриев вошел в набсовет Сбербанка против воли
Сергей Гуриев, несмотря на самоотвод, выбран в наблюдательный совет Сбербанка. Миноритарные акционеры проголосовали за него до объявления об отставке, обеспечив ему максимальное число голосов
Это очень сложная история, – сказал в пятницу на собрании акционеров президент Сбербанка Герман Греф. – Мы посоветовались с юристами, провели консультации с ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам. – «Ведомости») и однозначно решили, что не можем исключить его [Гуриева, из списка кандидатов в совет], раз наши акционеры уже отдали свои голоса за Гуриева».
Этих голосов оказалось больше, чем у других кандидатов. На втором месте – Греф, на третьем – председатель совета, глава Центробанка Сергей Игнатьев.
За несколько дней до собрания акционеров Гуриев попросил банк исключить его из списка кандидатов в совет «по личным причинам». Они оказались связаны с давлением властей. Гуриева допрашивали по новому делу ЮКОСа – у него статус свидетеля, но месяц назад в его офис пришел следователь с постановлением суда об изъятии электронной почты, рассказал Гуриев телеканалу «Дождь»: «Каждый раз, когда я выезжал или въезжал в Россию, пограничники менялись в лице <...> Мне особенно не понравилось, что такую же процедуру ввели в отношении моей жены». Он решил остаться за границей и 27 мая подал в отставку с поста ректора Российской экономической школы и взял самоотвод из Сбербанка и других компаний.
«Как член наблюдательного совета, Сергей Маратович очень эффективный человек, очень профессиональный, очень жесткий всегда, бескомпромиссный. Но я надеюсь, что мы его не потеряли», – сказал Греф акционерам, добавив, что обсуждал с Гуриевым его участие в совете: «Согласовали, что он останется в наблюдательном совете и будет участвовать в режиме телеконференции». Гуриев не стал обсуждать с «Ведомостями» свое избрание, заявив, что «готов сделать все в интересах акционеров».
ЦБ традиционно голосует только за своих кандидатов и за Гуриева не голосовал, заявил Игнатьев.
Решающую роль в избрании Гуриева сыграли иностранные инвесторы, которые еще до собрания прислали свои голоса за него, говорит председатель комитета Сбербанка по взаимодействию с миноритарными акционерами Антон Данилов-Данильян.
«Иностранные инвесторы всегда голосовали за него, а сейчас у него больше голосов из-за SPO, в котором много иностранных акционеров участвовало», – объясняет Данилов-Данильян.
В сентябре ЦБ продал на рынке 7,6% акций Сбербанка, а доля нерезидентов в его капитале к дате закрытия реестра достигла 44%.
«То, что Гуриев собрал достаточное количество голосов для набсовета, было ясно еще до его самоотвода. Бюллетени для голосования рассылаются за 45 дней до годового собрания, и многие западные фонды проголосовали только за Гуриева», – говорит Данилов-Данильян. Иностранные инвесторы обычно голосуют за независимых, а для них таким видится либо Гуриев, либо Владимир Мау (ректор РАНХ), продолжает Данилов-Данильян. Избрать Гуриева советовали агентства ISS и Glass, Lewis & Co., к которым прислушиваются инвесторы.
В 2012 г. ФСФР обязала банки-депозитарии голосовать по распискам только в соответствии с указаниями их владельцев, напоминает партнер Legal Capital Partners Михаил Малиновский.
«Невозможно исключить кандидатуру Гуриева из списка кандидатов, поскольку его фамилия уже в бюллетенях на голосование, а часть акционеров уже проголосовала. Исключение на этом этапе является грубым нарушением прав и законных интересов акционеров», – сообщила представитель службы. Так, по словам представителя ФСФР, служба ответила на запрос Сбербанка.
Это не первый случай, когда акционеры выбирают кандидатов, взявших самоотвод. В 2011 г. акционеры «Ростелекома» выбрали в совет министра связи Игоря Щеголева (сейчас – помощник президента), несмотря на его просьбу не голосовать за него: он хотел исполнить поручение президента Дмитрия Медведева, по которому чиновники должны были выйти из советов директоров госкомпаний. Тогда Щеголев пообещал не участвовать в работе совета и просил не извещать его о проведении заседаний и заочных голосований. Щеголев свое слово сдержал, хотя числился в совете весь год.
Исключить директора за неявки на заседания нельзя, сказал Греф, но если член совета пропустил более 50% заседаний, то он не получает вознаграждения.