Путин требует от ЖКХ невозможного

Президент Владимир Путин требует ограничить рост платежей за ЖКХ и привлечь инвестиции в отрасль. Одно противоречит другому, указывают эксперты и бизнес
Президент Владимир Путин предложил два взаимоисключающих решения проблем ЖКХ/ А.Дружинин/ РИА Новости

Цена коммунальных услуг

1,3. трлн платит население ежегодно за коммунальные услуги, рассказал Полтавченко Минрегион называет три основные причины роста платежей: переход к оплате отопления только в отопительный сезон одномоментно увеличивает платеж в 1,5 раза некорректное установление и применение нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды разница между показаниями общедомового счетчика и потреблением в квартирах

Совещаний, конференций, слушаний и круглых столов о проблемах ЖКХ много, принят большой массив документов, но кардинальных изменений нет, констатировал Путин на заседании госсовета.

Только на первичное восстановление фондов нужно 9 трлн руб., привел он экспертные оценки: «Вкладывать <...> только бюджетные средства – неэффективно и недостаточно». Расходы федерального бюджета на ЖКХ снижаются со 157,5 млрд руб. на 2013 г. до 145,1 млрд в 2014 г. и 118 млрд в 2015 г. Примерно столько же бюджет тратит на «Глонасс», посетовал министр регионального развития Игорь Слюняев. А расходы консолидированного бюджета на ЖКХ в 2012 г. составили 1,1 трлн руб.

Слюняев предложил Путину «поддержать» федеральную целевую программу реформирования ЖКХ, которая предусматривала бы не только бюджетное финансирование, но и частные инвестиции, выпуск инфраструктурных облигаций, софинансирование социально значимых проектов. Но Путин в ответ лишь напомнил, что правительство должно выработать консолидированную позицию. «Или вы хотите всех граждан, включая меня, включить во внутреннюю работу самого правительства?» – переспросил он Слюняева.

Частные инвестиции тоже не идут, заметил Путин: их объем не превышает 8% от годового оборота коммунальных предприятий, а рынок оценивается в 4,2 трлн руб. Он призвал активнее применять концессии.

Пока это единственная форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Изменения в концессионном законодательстве, вступающие в силу с 2014 г., могут существенно усложнить конкурсные процедуры заключения соглашений, предупреждает президент «Российских коммунальных систем» Игорь Дибцев (по «Прайму»). Поправки увеличат перечень существенных условий соглашений, разрешат вносить в них изменения только с согласия Федеральной антимонопольной службы. Нужны и другие формы соглашений, указывает Дибцев. Сейчас ко второму чтению в Думе готовится законопроект о ГЧП, который позволит заключать различные формы соглашений и для объектов ЖКХ.

Но главная причина небольшого объема инвестиций – тарифное регулирование, указывает сотрудник коммунального предприятия: эти ограничения заставляют инвесторов настаивать на большем государственном софинансировании, местные власти идти на это не готовы. Путин предложил госсовету обсудить, нужно ли долгосрочное регулирование платежей на федеральном уровне. Он напомнил, что государство должно держать под контролем уровень тарифов, но и инвестиции в ЖКХ должны быть выгодными.

В феврале президент уже требовал ограничить темпы роста конечного платежа 6% в год. Таким должен быть ориентир по стране, объяснял тогда его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Минрегион разработал законопроект, который позволит установить предельные индексы роста совокупного платежа, сообщил его представитель, сейчас он на согласовании в ведомствах. Предельные темпы роста на заседании госсовета поддержал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей» о регулировании конечных платежей. Невозможно ограничивать совокупный платеж, состоящий из разных платежей, замечает федеральный чиновник: «И как это сделать в условиях разной потребляемости? Ограничивать надо тариф».

Ограничение платежа только навредит отрасли, уверен Дмитрий Гордеев из Института экономики города: обычно рост тарифа объективно необходим, это единственный способ найти средства, денег у государства нет, а частные инвестиции не придут, если продолжить политически сдерживать тарифы. Нужны ясные методики расчета и жесткий контроль, говорит Гордеев, а чтобы не пострадали социально незащищенные категории населения, нужно предоставлять адресную помощь. Сейчас формально адресную субсидию получает лишь 9% потребителей, говорит Гордеев, а фактически – 100%.