В чем Костин обошел Грефа

Сбербанк впервые потерял лидерство в одном из сегментов розничного бизнеса: по объему выданных автокредитов его обогнал другой госбанк – «ВТБ 24»
Герману Грефу предстоит сделать кредиты более доступными/ Д. Гришкин/ Ведомости

На 1 мая крупнейший портфель автокредитов был у «ВТБ 24», вытекает из исследования компании Frank Research Group. С начала года он вырос на 10,3% до 105,3 млрд руб., а у Сбербанка – всего на 1,5% до 104,1 млрд. Весь рынок автокредитования прибавил 4,5% до 854 млрд руб.

Банкиры согласны с расчетами Frank RG. «Представленная оценка достаточно точная – на май портфель Сбербанка составил 104,1 млрд», – подтверждает представитель Сбербанка.

Это первый случай в истории розничного кредитования в России, когда Сбербанк потерял лидерство в бизнесе, которым традиционно занимался, отмечает управляющий партнер Frank RG Юрий Грибанов.

В остальных видах розничного кредитования Сбербанк традиционно лидирует со значительным отрывом: в ипотеке его доля – 43,2% против 14,37% у ближайшего конкурента, «ВТБ 24», в кредитах наличными – 31,5 и 10% соответственно, в кредитных картах – 20,8 против 15,1% у «Русского стандарта» и 7% у «ВТБ 24». Исключение – кредиты в магазинах, которые Сбербанк начал выдавать лишь прошлой осенью.

Автокредитование остается одним из важных направлений розничного бизнеса Сбербанка, уверяет его представитель, но причин низких темпов роста не объясняет.

«Для нас это было ожидаемое событие, – говорит вице-президент «ВТБ 24» Алексей Токарев. – Мы планомерно увеличивали свою долю – в последние пару лет автокредитование «ВТБ 24» растет в среднем в 1,5 раза быстрее рынка». «ВТБ 24» обеспечил почти пятую часть всего прошлогоднего прироста рынка автокредитов, указывает он. Здесь «очень высока конкуренция, поэтому продукт должен быть привлекателен не только по ставке, но и по нефинансовым условиям: скорости рассмотрения заявки, оформления сделки, количеству документов от заемщика», объясняет Токарев успех своего банка.

Сбербанк кредитует покупку автомобилей под 13,5–17% годовых, «ВТБ 24» – под 11–22,5%. Но у «ВТБ 24» уровень одобрения заявок «процентов на 10 выше, чем у конкурентов», отмечает Токарев.

Автодилеры подтверждают, что Сбербанк больше не лидер в кредитовании их клиентов.

В последнее время растут объемы кредитования именно через «ВТБ 24», говорит руководитель управления кредитования и страхования ГК «Автомир» Иван Романов. В «Автомире», по его словам, на «ВТБ 24» приходится 16% кредитных продаж, на «Сбер» – 14%, а год назад соотношение было обратное.

У «ВТБ 24» нет каких-либо эксклюзивных партнерств с дилерами или автопроизводителями, подчеркивает Токарев: таких программ на рынке осталось всего две – у «Юникредит банка» и Renault-Nissan и «Сетелема» и Ford, «остальные банки работают в конкурентных условиях».

По мнению Романова, «ВТБ 24» обходит конкурентов за счет большего удобства для клиентов – скорости рассмотрения заявки, быстроты совершения сделки. «Серьезным преимуществом «ВТБ 24» можно назвать высокую технологичность – решение по стандартной кредитной заявке банк принимает в течение нескольких часов», – согласен исполнительный директор «Рольф финанс» Виталий Павловский. По его мнению, для «ВТБ 24» автокредитование более приоритетно, чем для Сбербанка.

В портфелях госбанков на автокредиты, по данным Frank RG, приходится 10 и 6,6% соответственно. Доля автокредитов в розничном портфеле «ВТБ 24» составляет около 10% и банк планирует наращивать ее – «нас устраивает доходность этого продукта», говорит Токарев, не называя значения маржи.

«Логично, что Сбербанк уступил первенство другому госбанку: в залоговом кредитовании особенно важны стоимость фондирования и масштабы бизнеса», – комментирует Грибанов. Он полагает, что Сбербанк поборется за утраченное лидерство. Первый вариант – это снижение ставок, но Сбербанку придется оценивать, насколько это допускает экономика продукта, – у него и так довольно низкие ставки, говорит Грибанов. Снижение доли Сбербанка могло быть обусловлено более жестким, чем у конкурентов, отношением к рискам, полагает он. Поэтому другая возможность возобновить темпы автокредитования – смягчение рисковой политики, считает он.

Сейчас Сбербанк работает «над повышением эффективности и уровня сервиса по автокредитованию как для своих клиентов-физлиц, так и для партнеров – дилеров и автопроизводителей», – заявил его представитель, воздержавшись от подробностей.

Потеря лидерства других сегментах рынка «Сберу» в ближайшие годы не грозит, добавляет Грибанов: там отрыв госбанка от конкурентов огромный.