Франция расследует деятельность UBS

Прокуратура Франции открыла официальное расследование против UBS, который подозревают в помощи французам, уклонявшимся от налогов

Решение о начале официального расследования против французского подразделения банка UBS было принято после допроса гендиректора UBS France Жан-Фредерика де Лёса, сообщила французская прокуратура. Обвинения самому де Лёсу не предъявлены.

Деятельность UBS оказалась в центре внимания французских властей еще в 2010 г., когда Агентство по пруденциальному контролю (банковский регулятор) получило несколько анонимных писем, в которых описано, как швейцарские и французские банкиры UBS сообщали друг другу о потенциальных клиентах. Сначала агентство проводило расследование собственными силами, а в марте 2011 г. делом занялась и французская прокуратура. В апреле 2012 г. официальное расследование по подозрению в отмывании денег и уходе от налогов было открыто против двух бывших и одного действующего сотрудника UBS.

Решение французских властей «не было неожиданным», заявил представитель UBS Доминик Герстер. UBS France ведет бизнес в соответствии с французскими законами и полностью сотрудничает с властями, утверждает он.

Журналисты WSJ поговорили с несколькими бывшими сотрудниками UBS, большинство из которых в суд вызывали для дачи показаний, но обвинения не предъявили. Они рассказали, что в 2004–2008 гг. банкиры UBS регулярно приезжали во Францию, принимая меры предосторожности, чтобы это не показалось подозрительным французским таможенникам. Они всегда были одеты небрежно и не имели при себе никаких документов UBS. Зато у них был компьютер с зашифрованными документами. «Если бы таможенники проверили компьютер, они бы ничего не нашли в нем, кроме фотографий и музыки, – говорит бывший швейцарский сотрудник UBS. – Но при запуске пасьянса «Солитер» начинала работать другая программа». После ввода двух паролей можно было работать с клиентскими файлами. «На случай нештатной ситуации у нас был еще один пароль, – рассказывает этот человек. – Он автоматически уничтожал все данные на компьютере».

По прибытии в Париж швейцарские банкиры обычно останавливались в небольшом отеле неподалеку от парижского офиса UBS. С клиентами они встречались в опере, на турнире Roland Garros и мероприятиях, организованных UBS, говорит Стефани Жибо, работавшая в 1999–2012 гг. в отделе маркетинга UBS. UBS историю с компьютером не комментирует.

Расследование также затронуло французских клиентов UBS. Среди них был руководитель инвестфонда Бернар Даль, имевший незадекларированный счет в UBS. Даль открыл счет в Швейцарии на имя учившегося там сына, поэтому, по его словам, «счет не надо было декларировать». Он также посещал турниры по гольфу по приглашению UBS.

Если французские и швейцарские банкиры делились друг с другом клиентами, они делились и деньгами. Информация о вознаграждении хранилась в файлах, которые назывались «молочными блокнотами» – по названию небольших блокнотов, в которых швейцарские молочники записывали информацию о доставленных продуктах, говорит Николя Фориссьер, в 2001–2009 гг. возглавлявший внутренний аудит UBS France. В ноябре 2009 г., после того как Фориссьер сообщил об этом руководству, он был уволен. Год назад суд обязал UBS выплатить ему 300 000 евро за незаконное увольнение.

В 2009 г. UBS признал себя виновным в помощи американским клиентам по уклонению от уплаты налогов, заплатил $780 млн штрафа и выдал налоговым властям США имена 4500 клиентов. В 2012 г. в Германии прошли обыски в домах состоятельных клиентов UBS, после того как местные власти купили CD с клиентскими данными.

WSJ, FT, 3.06.2013