ЦБ предлагает при спасении банков заменить государство кредиторами


Спасать банки в случае ухудшения их финансового положения должны не только акционеры, но и крупнейшие кредиторы, считает зампред ЦБ Михаил Сухов. Деньги государства нужно использовать в последнюю очередь, отмечает он.

Сейчас все международное сообщество идет по пути недопущения использования государственных средств на урегулирование финансовых проблем банков, говорит Сухов. По оценкам Всемирного банка, на спасение финансовой системы России в 2008-2009 гг. государство направило 1,4 трлн руб. Осенью 2011 г. Банк Москвы получил на санацию от государства почти 300 млрд руб., что стало крупнейшим оздоровительным проектом.

Российский ЦБ решил предложить банкам заключать мировые соглашения со своими кредиторами. "Я допускаю, что есть ряд кредиторов, которые готовы заключить мировые соглашения и, зная о финансовых трудностях банка, готовы добровольно уступить часть требований к нему. Или достичь других коммерческих договоренностей, которые позволят рекапитализировать банк", - сказал Сухов.

Договорные обязательства надо законодательно дополнить полномочиями ЦБ в отношении тех кредиторов, которые готовы принимать на себя риски и конвертировать средства в капиталы. "Возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, по которому они сохранят свои средства в случае сложностей, в то время как орган надзора вместе с новыми акционерами и старыми кредиторами создает программу финансового оздоровления", - сказал Сухов.

Сейчас законодательные поправки обсуждаются на межведомственном уровне, более предметная работа начнется осенью или в начале зимы, говорит зампред ЦБ: "Должны до конца 2014 г. успеть". Через полтора года заканчивается действие закона о санации банков, который был принят как антикризисная мера в 2008 г.

С этого года ЦБ начал включать в капитал банков субординированные кредиты, соответствующие правилам конвертации их в капитал высшего уровня и абсорбирование убытков. Но в полной мере "тема субординированных кредиторов и тема полномочий надзорного органа конвертировать субординированные обязательства в капитал - в законодательстве сейчас не прописана", говорит Сухов. "Базель III" мы реализуем на основе договорных обязательств. И эту историю надо дополнить полномочиями ЦБ, побудить и тех и других к действиям, если они уже договорились", - продолжает он.

Первым из российских банков гибридные облигации, которые можно включать в капитал по базельским требованиям, выпустил ВТБ - он разместил два транша бессрочных евробондов на $2,25 млрд, которые ЦБ разрешил включить в капитал первого уровня. Первые субординированные евробонды, с возможностью конвертации их в акции, в апреле выпустил Московский кредитный банк - на $500 млн, они включены в капитал второго уровня.

Мировое соглашение между банком и кредитором - добровольное, ЦБ их к этому не принуждает. Зато если при ухудшении ситуации банка такое соглашение есть и кредитор согласен участвовать в оздоровлении банка, то банк попадает под специальный режим надзора: ЦБ разрешит ему временно нарушать обязательные нормативы, как это и допускается в рамках процедуры санации сейчас. К процессу реструктуризации может подключиться и Агентство по страхованию вкладов.

Уступка требований к банку не всегда несет финансовые потери для кредиторов: он может получить другие коммерческие возможности от владельцев проблемных банков, отмечает Сухов.