Статья опубликована в № 3370 от 21.06.2013 под заголовком: Не в ту сторону

ОЭСР скептически оценила реформу накопительной части пенсии

ОЭСР считает, что реформа накопительной части пенсии в России не соответствует интересам ни населения, ни государства. Министерство труда не видит критики в такой оценке
А. Махонин / Ведомости

ОЭСР, к которой Россия готовится присоединиться, в докладе о пенсионной системе России скептически оценила проводимую реформу накопительной части пенсии. Снижение ставки по умолчанию до 2% не в интересах людей: они лишаются возможности диверсификации рисков, которую дает сочетание солидарной и накопительной пенсий. Вариативность взносов затрудняет планирование пенсионных доходов, а слишком частое реформирование ослабляет доверие к пенсионной системе.

Государству снижение накопительного взноса тоже невыгодно, считают в ОЭСР: это только временно приведет к сокращению дефицита пенсионной системы, он неизбежно начнет расти из-за перевеса числа пенсионеров над числом плательщиков взносов. Кроме того, сократятся поступления во Внешэкономбанк, аккумулирующий взносы молчунов, а значит – ресурсы, которые государство могло бы направить на развитие экономики.

Те, кто хочет сохранить 6% накопительного взноса, должны заявить об этом и выбрать НПФ (для тех, кто уже в НПФ, 6% остаются по умолчанию). У остальных взнос сократится до 2%. А в страховой части, как предполагает реформа, пенсионные права будут накапливаться в условных коэффициентах, рублевая стоимость которых будет зависеть от доходов Пенсионного фонда. Снижение доходов из-за демографии приведет к снижению пенсий, констатирует ОЭСР: более явной станет зависимость от социального пособия, и у граждан снизится стимул в уплате взносов. А накопления при ставке 2% не принесут большого дохода.

«Вы не должны создавать пенсионную систему на сегодня или на завтра – она должна быть [рассчитана] на поколения вперед, нужно очень тщательно продумать реформы, и нужно достаточно времени, чтобы люди могли адаптироваться», – посоветовал главный экономист комитета по страхованию и частным пенсиям ОЭСР Хуан Эрмо. ОЭСР считает, что «по умолчанию» ставка накопительного взноса должна остаться в 6% и по желанию человека может быть уменьшена, так как именно вариант «по умолчанию» станет наиболее массовым.

В 14 из 34 стран ОЭСР накопления обязательны – либо в государственной, либо в корпоративной системе; 15-й скоро станет Чехия. В трех странах у работников есть право отказаться копить, но включение в систему накоплений «по умолчанию» позволило, например, в Новой Зеландии увеличить число участников с 10 до 55% трудоспособных. Сократившие из-за бюджетных проблем накопительную ставку Эстония, Польша, Латвия, Литва и Румыния теперь снова ее повышают.

Ключевая рекомендация ОЭСР – сохранение накопительной системы, а также повышение доходности ее инвестирования. Одна из причин низкой доходности – слишком жесткие ограничения на инвестирование средств и жесткое регулирование. В отношении НПФ «корректирующие меры и санкции имеют больше карательный, чем компенсирующий характер», направленный на исправление ошибок, а не на их предотвращение, говорится в докладе. Нужно пересмотреть и организационно-правовую форму НПФ, советует ОЭСР: его единственными выгодоприобретателями должны быть не собственники, а участники пенсионных программ. А инвестиционные ограничения надо пересмотреть – чтобы Россия шла в ту сторону, в которую развивается большинство стран (см. график), говорит специалист ОЭСР Асис Ахуджа.

Вместе с тем ОЭСР поддерживает необходимость изменений пенсионной системы России, которую именует одной из самых щедрых в мире: всего при пяти годах стажа люди могут получать пенсию уже с 55–60 лет. Расходы на пенсии в России выше, чем в среднем в ОЭСР, а размер пенсий – ниже: в России масштабный теневой сектор, охватывающий 17–18% занятых, а практика занижения зарплат работодателями в легальном секторе уводит в тень, по оценкам ОЭСР, до 40% дохода, или 11–12% ВВП.

Критика ОЭСР не повлияет на процесс присоединения к организации, считают чиновники. Обязывающие документы по пенсиям принимает Международная организация труда, а ОЭСР может только давать рекомендации своим членам, объясняет федеральный чиновник: «По рекомендациям предпочтительно иметь накопительный компонент, а обязательный или добровольный – каждая страна решает сама». Накопительная система может быть только добровольной – нельзя заставить человека копить, заявляла вице-премьер Ольга Голодец.

Минтруд уже подготовил три законопроекта, сообщили в его пресс-службе: по продлению права выбора ставки накопительного взноса до 2015 г.; о введении такого права сроком на пять лет для тех, кто только начнет работать в 2014–2015 гг., и о продлении программы софинансирования еще на год (заканчивается в 2013 г.). Министр Максим Топилин говорит, что критики в докладе ОЭСР не увидел и что вчера на встрече с сотрудниками ОЭСР чиновникам Минтруда удалось обосновать свой подход к реформе.

Работа над приведением законодательства в соответствии с нормами ОЭСР завершится в 2014 г., сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Сложности, по его словам, связаны не с законами, а с политическими требованиями некоторых стран-участниц. Россию попрекают законом об «иностранных агентах», давлением на НКО, коррупцией, сообщали участники переговоров. Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа указывал на трудности ведения бизнеса в России из-за административного бремени, коррупции и слабого верховенства права. Работа внутри страны, которая сопровождает процесс присоединения к ОЭСР, важнее самого присоединения, сказал он вчера на Петербургском форуме: «Вопрос не в скорости, а в качестве».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать