Что ждать от нового руководства ЦБ

«Ведомости» узнали о взглядах нового председателя ЦБ на роль регулятора в экономике, банковский надзор и кадры
Сергей Игнатьев спустя 11 лет уступил кресло Эльвире Набиуллиной/ М.Климентьев/ РИА Новости

Сегодня Эльвира Набиуллина официально станет председателем ЦБ. Опыт уходящего и нового председателей во многом схож: оба работали на высоких должностях в экономическом блоке правительства и помощником президента по экономическим вопросам. Оба возглавили ЦБ в статусе макроэкономистов, а не выходцев из банковской системы, но и не варягов.

О мегарегуляторе. Эльвира Набиуллина

«Предстоит большая работа. Контроль за страховщиками, НПФ и другими организациями, не относящимися к ведению ЦБ, пока слабый. Предстоит серьезно ими заняться». «Ведомости»

Набиуллина сказала «Ведомостям», что среди первоочередных мер после вступления в должность не собирается выделять какое-то одно направление: «Придется заниматься всем сразу», но и рубить с плеча она не собирается. Набиуллина не настаивает на введении требований «Базель III» с октября – подождет анализа последствий «Базеля» для банковской системы: «Тогда примем решение, вводить ли в октябре или чуть-чуть оттянуть этот момент». Мандата на изменения законодательства не получала, говорит Набиуллина: «Буду действовать методом убеждения».

Большинство опрошенных «Ведомостями» банкиров ждут перемен в политике ЦБ. «Набиуллина проводила несколько встреч с банкирами перед вступлением в должность, и у нее очень здравый взгляд на то, что нужно менять в секторе: разобраться с «Базель III», сделать так, чтобы надзорные новации работали эффективнее», – говорит руководитель крупного банка. Она намерена менять команду и этого все очень ждут, знает он: «Поскольку работа по изменениям будет зависеть в том числе от этого». «Эльвира Сахипзадовна аккуратна в своих заявлениях, как и Сергей Михайлович», – замечает предправления «Юникредит банка» Михаил Алексеев: она высказалась за преемственность политики, но отметила, что определенные перемены произойдут.

Пропорция команды

Наиболее обсуждаемая перестановка в ЦБ – уход первого зампреда Алексея Улюкаева и назначение его преемником Ксении Юдаевой из экспертного управления президента.

Об этом «Ведомостям» рассказали несколько собеседников в правительстве и администрации президента. Улюкаеву эти чиновники прочат пост нового министра экономического развития вместо Андрея Белоусова, который может перейти на место Набиуллиной.

С приходом Юдаевой может уйти зампред ЦБ Сергей Швецов, полагают два человека, близких к ЦБ. Швецов не стал комментировать свой уход. Также может уйти первый зампред ЦБ Владислав Канторович, курирующий безналичные расчеты, говорит чиновник, близкий к Игнатьеву. Знакомый Канторовича знает, что еще ничего не решено.

Набиуллина не готова комментировать кадровые перестановки по фамилиям. Часть отставок и назначений может произойти сразу, другие будут растянуты во времени, замечает она: «В целом костяк команды будет сохранен». Нужно найти оптимальную пропорцию между сохранением и развитием старой команды и, что называется, свежим дыханием, говорит Набиуллина: «Мне поступают оценки, как работают сотрудники тех или иных подразделений, но принимать решения буду, только когда вместе с ними поработаю».

Заботится о репутации

Набиуллина считает, что банковский надзор «требует серьезного улучшения». Количество банков – 200 или 900 – неважно, может быть и много, и мало, говорит она: «Главное – чтобы они были здоровыми». Набиуллина поддерживает введение в практику ЦБ оценки деловой репутации: «Нельзя создавать банк во главе с человеком, у которого испорчена деловая репутация». Оценка репутации – это будет прерогатива ЦБ, а не ассоциаций, регулятор решит, какую информацию и у кого брать, замечает она.

Поддерживает новый председатель и поправки, вводящие уголовное наказание за подготовку недостоверной банковской отчетности. Гендиректор АСВ Юрий Исаев говорил «Ведомостям», что по весенней версии проекта к ответственности могли быть привлечены руководители банка и лица, в обязанности которых входит ведение бухучета и составление отчетности. Также наказание могло грозить тем, кто отвечает за оформление документов о сделках, обязательствах и имуществе банка. Санкции – от штрафа в 300 000–500 000 руб. до лишения свободы на срок до двух лет. По словам человека, участвующего в обсуждении поправок, сейчас идет их согласование, в частности, с МВД по тяжести состава.

Инфляцией не жертвует

Главным вызовом для банковской системы Набиуллина называет замедление темпов экономического роста. ЦБ не станет отвечать за рост наравне с правительством – такое решение принято на совещании у президента, говорил министр финансов Антон Силуанов Bloomberg. Но это не значит, что проблема больше не интересует Набиуллину. Регулятор через воздействие на инфляцию влияет на экономический рост, говорит она, но снижение ставок рефинансирования не всегда приводит к дополнительному росту, скорее приведет к увеличению оттока капитала и росту инфляции.

«Нельзя увеличивать темпы роста ценой инфляции», – подчеркивает Набиуллина, она собирается и в новом качестве участвовать в обсуждениях тарифной политики с правительством (см. статью на стр. 04). «ЦБ должен активнее показывать правительству, к чему приводит опережающий рост тарифов», – уверена Набиуллина.

Снижение ставок

«Я не отношусь к сторонникам административного регулирования [ставок кредита]», – уверяет Набиуллина, маржа банков действительно раздута, но в нее включены многие риски и издержки, которых нет в других странах.

Набиуллина уже наметила направления, по которым нужно идти. Первое – снижение издержек банков, связанных с требованиями регулятора и законов. Получила много предложений от банков, рассказывает она: по издержкам на хранение документов, которые, очевидно, можно архивировать в электронном виде, по выполнению агентских функций, по информационному взаимодействию. По словам Набиуллиной, есть разные оценки этих затрат – до 0,5% в ставке кредита. ЦБ будет их оптимизировать.

Банковское сообщество положительно воспримет такие новации, как, например, продолжение курса на снижение излишних затрат на представление отчетности в бумажной форме, сдержанность в вопросах закручивания регуляторного пресса, снижение темпов выпуска новых инструкций, требующих от кредитных организаций дополнительных затрат на IT-системы, говорит Алексеев.

Второе – риски регулирования, в том числе связанные с законодательством о залоге и о банкротстве. Например, банки не защищены от такой ситуации: при преднамеренном банкротстве собственники предприятия в сговоре с кредиторами начинают возвращать из банка средства в конкурсную массу.

Начнем устранять такие лазейки в законодательстве и правоприменении, обещает Набиуллина.

Новые ресурсы

Одна из идей, которую в ближайшее время стоит доработать вместе с правительством, – расширение доступа малого и среднего бизнеса к кредитам, рассказывает Набиуллина, например, через секьюритизацию кредитов с возможностью рефинансирования со стороны ЦБ под залог бумаг, выпущенных под выданные кредиты. Она видит эту схему аналогичной ипотеке. Может не оказаться достаточного залогового обеспечения, тогда необходимо применение механизма госгарантий или гарантий региональных фондов, замечает она.

Правительство также согласно внедрить механизм рефинансирования ЦБ банков под залог ценных бумаг, обеспеченных кредитами малому и среднему бизнесу, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов Bloomberg.