Руководители ФРС уговаривают участников рынков не паниковать

Сравнимого по масштабам с 2007-2008 гг. кризиса ликвидности на долговых рынках сейчас нет, однако продавцы уже начали испытывать серьезные проблемы с тем, чтобы найти покупателей
Andrew Harrer/ Bloomberg

С прошлой недели на мировых рынках наблюдается волнение, вызванное заявлениями руководителя Федеральной резервной системы США Бена Бернанке о планах постепенного сворачивания программы выкупа облигаций, лимит которой сейчас составляет $85 млрд в месяц. Ставки по долгосрочным кредитам в США резко выросли, доходность гособлигаций достигла максимального уровня с августа 2011 г., фондовые индексы упали.

Словесные интервенции

Теперь руководители ФРС пытаются успокоить инвесторов, многие из которых восприняли выступление Бернанке как заявление о намерениях вообще отказаться от стимулирующей политики.

В понедельник президент Федерального резервного банка Миннеаполиса Нараяна Кочерлакота выпустил заявление, а затем в ходе пресс-конференции постарался убедить журналистов, что программа выкупа облигаций ФРС будет продолжена до тех пор, пока уровень безработицы не снизится. При этом краткосрочные ставки останутся на близком к нулю уровне в течение длительного времени и после ее завершения, добавил он.

Запутанное послание ФРС смутило рынки, считает Кочерлакота: центробанк «не представил достаточных деталей того, как будет меняться его политика по мере улучшения экономической ситуации».

Кочерлакота - один из сторонников стимулирующей денежной политики. С декабря ФРС заявляет, что краткосрочные процентные ставки не будут повышаться, по крайней мере до тех пор, пока уровень безработицы не опустится до 6,5%. В мае этот показатель составлял 7,6%. По мнению Кочерлакоты, ставки нельзя повышать раньше снижения безработицы до 5,5%, кроме того, ФРС следует официально сообщить, что объемы выкупа облигаций не будут уменьшены до достижения безработицей уровня в 7%.

Ричард Фишер, президент ФРБ Далласа, заявил в интервью Financial Times, что реакция участников рынков не была неожиданностью для ФРС. Они не должны думать, что ФРС будет бесконечно проводить стимулирующую политику или что их реакция может заставить регулятора продолжать скупку облигаций, способствуя формированию пузырей, подчеркнул он.

Нынешнюю реакцию рынков Фишер сравнил с атакой Джорджа Сороса на фунт стерлингов, а инвесторов - с дикими кабанами. «Мы не забыли, что произошло с Банком Англии [в «черную среду» 16 сентября 1992 г., когда он был вынужден перестать поддерживать курс фунта, рухнувший с почти $2 до $1,5]. Я не думаю, что кто-то сможет переиграть ФРС, но действительно считаю, что в чем-то обладатели больших денег похожи на диких кабанов: почуяв неприятный душок или чью-то слабость, они этим воспользуются», - сказал он.

Фишер подчеркнул, что на прошлой неделе Бернанке только заявил о намерениях сократить объем скупки облигаций, когда для этого наступят подходящие экономические условия. По его мнению, заявление ФРС и последовавшая за ним пресс-конференция ставили своей целью подготовить рынки к постепенному прекращению их поддержки центробанками.

Фишер считает, что пузыри в данный момент существуют на множестве финансовых рынков. Кроме того, он указал, что стоимость заимствований для эмитентов «бросовых» облигаций сейчас порой не превышает 7%. «Ралли на рынке облигаций продолжалось 30 лет, но оно не может длиться вечно», - заявил Фишер.

В поисках покупателей

Падение цен на все долговые инструменты, от муниципальных до корпоративных и ипотечных облигаций, на рынке США продолжилось и на этой неделе. В понедельник доходность 10-летних казначейских облигаций превышала 2,6% (по итогам дня составила 2,546%, сегодня на 19.15 мск - 2,57%), муниципальных с высоким рейтингом - 2,8%. Доходность облигаций со спекулятивным рейтингом компании Tenet Healthcare, неделю назад составлявшая 5,939%, в понедельник составила до 7,73%.

Падение цен влечет за собой нарастающий дефицит ликвидности во многих сегментах долгового рынка. Недавно BlackRock, крупнейшая управляющая компания с активами $3,9 трлн, сократила на 25% ожидаемый долларовый объем торговли облигациями, рассказал WSJ Ричард Прейгер, глобальный стратег по торговле и ликвидности BlackRock. Несмотря на растущий разрыв между ценами спроса и предложения, «кредитные рынки не разрушены, однако вопрос ликвидности нас беспокоит», добавил он.

По данным ФРБ Нью-Йорка, дилеры сейчас располагают только четвертью долларового объема корпоративных облигаций, который был у них до кризиса. А инвесторы готовились к сокращению объемов торговли еще с 2010 г., когда новые правила ограничили возможности банков торговать на собственные средства. «Недостаток ликвидности уже существовал на рынке, - говорит Эндрю О'Брайен, партнер и портфельный управляющий Lord, Abbett & Co. - Сейчас вообще трудно торговать чем-либо, если только у тебя нет готовых приобрести актив покупателей».

Сравнимого по масштабам с 2007-2008 гг. кризиса ликвидности на долговых рынках сейчас все-таки нет, однако продавцы порой испытывают серьезные проблемы с тем, чтобы найти покупателей. Еще полтора месяца назад ипотечные бонды с высоким риском шли нарасхват. В мае Lloyds Banking Group продал таких бумаг на $8,7 млрд финансовым компаниям, желающим заработать на росте цен, продолжавшемся до этого полтора года. Теперь продавать такие инструменты стало очень трудно, говорят инвесторы и трейдеры. В июне, по информации торговой базы данных Empirasign Strategies, лишь 69,5% предлагавшихся к продаже таких облигаций нашли покупателей против 89,2% в мае.

В начале года компании с низким кредитным рейтингом имели возможность занимать на рынке средства на выплату дивидендов, теперь это стало практически невозможно.

Резкое падение цен на все виды долговых инструментов отразилось и на обычно стабильном рынке муниципальных облигаций. Бертон Мулфорд, управляющий портфелем в Eagle Asset Management, рассказал WSJ, что в понедельник выставил на продажу четыре пакета облигаций по $2 млн каждый и получил на каждый вид облигаций всего по две заявки. «На хорошем рынке мы получили бы 20-25 заявок», - добавил он. Майкл Корнелл, курирующий торговлю муниципальными облигациями в R. Seelaus & Co, заявил, что за 20 лет своей карьеры не видел на рынке такого количества бондов, выставленных на продажу.

Инвесторы с удовольствием приобретают производные инструменты, чтобы застраховаться от роста ставок, говорят дилеры. Цена на такие деривативы растет. Чтобы захеджировать собственные риски, дилеры продают 10-летние казначейские облигации, способствуя дальнейшему росту их доходности. «Процесс начинает подпитывать сам себя», - говорит Эдвард Лашински из RBC Capital Markets.