На погашение «советских» вкладов Минфин предлагает потратить 340 млрд руб. до 2020 г.


Минфин направил в правительство законопроект «О погашении государственного внутреннего долга России по дореформенным сбережениям граждан Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» 4 июля, пишет «Коммерсантъ». Речь идет об общей сумме гарантированных вкладов в 345,5 млрд руб., в том числе открытых до 20 июня 1991 г. в Сбербанке (315,3 млрд советских рублей), о взносах в «Росгосстрахе» по договорам личного страхования – до 1 января 1992 г. (29,4 млрд руб.) и о госбумагах СССР и РСФСР – до 1 января 1992 г. (0,84 млрд руб.).

Действующий закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», принятый прокоммунистической Думой в 1995 г. в преддверии президентских выборов - 96, предусматривает переоформление сгоревших вкладов в государственные ценные бумаги — без указания срока такой операции. Минфин поясняет: с учетом нынешней покупательной способности рубля это увеличило бы госдолг в 6 раз – на 29,6 трлн руб., что в 3 раза больше объема федерального бюджета.

Это привело бы к катастрофе российских финансов, отмечает Минфин в пояснительной записке к законопроекту. «Учитывая нереальность полного восстановления сбережений», он предлагает заменить действующие правила новой схемой компенсаций. Соотношение 85 советских рублей к одному российскому, которое следует из действующего закона, предлагается снизить до пропорции 4:1. При этом размер компенсации будет уменьшен на сумму ранее полученных гражданами выплат (с 1996 г. было выплачено 465 млрд руб.). Конечный размер выплат будет зависеть от срока хранения вкладов и взносов (к примеру, к депозитам, закрытым в 1992-1995 гг., будут применены понижающие коэффициенты от 0,6 до 0,9)

.

На выплату советских долгов, которая будет завершена к 25 декабря 2020 г., Минфин предлагает потратить 340 млрд руб. В 2014-2016 гг. на эти цели будет направлено 150 млрд руб.

МВД и Минюст согласовали законопроект без принципиальных замечаний, Минэкономики, напротив, документ раскритиковало. «Ни в законопроекте, ни в пояснительной записке не содержится обоснование такого незначительного уровня компенсаций, как 4:1, — отмечает МЭРТ.— Между коэффициентами 85:1 и 4:1 находится достаточное пространство вариантов», приводит «Коммерсантъ» выдержку из письма заместителя министра Олега Фомичева. Свой выбор, считают в Минэкономики, Минфин сделал, исходя из комфортного для бюджета уровня выплат, но «в связи с высокой социальной значимостью» проект следует доработать. В письме о внесении законопроекта в правительство Минфин отмечает, что этот вопрос не входит в компетенцию Минэкономики и является прерогативой Министерства финансов.