Стратегическое партнерство с Евросоюзом могло бы принести России $31 трлн

Обеспечение верховенства закона поможет России радикально повысить оценку национального богатства

На саммите России и Европейского союза в 2005 г. были приняты "дорожные карты", предусматривающие стратегическое партнерство через формирование четырех общих пространств между Россией и Евросоюзом: экономического, свобод (включая свободу передвижения), внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, а также науки и образования. Необходимым условием для осуществления этого проекта было вступление России в ВТО. Теперь Россия и Евросоюз могли бы вернуться к этому вопросу. По нашей оценке, принятие Aquis Communautaire (свод общих нормативно-правовых актов, которые являются обязательными для всех стран – членов ЕС), которое прежде всего позволило бы обеспечить в России верховенство закона, могло бы принести России порядка $31 трлн, или увеличить благосостояние каждого гражданина России на $218 000.

Эти цифры – результат несложных экономических расчетов, основанных на относительной недооцененности российского рынка капитала. Чтобы получить оценку величины российского национального богатства и продемонстрировать, насколько она подвержена воздействию значения премии за риск, применяемой инвесторами к России, можно использовать расчет текущей стоимости ВВП, рассматривая последний как обобщенный показатель выпуска в России. Принимая номинальный объем ВВП 2012 г. на уровне $2 трлн, допуская его дальнейший ежегодный прирост в реальном исчислении в 4%, долгосрочную инфляцию в долларовом выражении на уровне 2,5% и применяя в расчете текущей стоимости ставку дисконта за год в 22,2% (премия за риск по акциям 18% и доходность еврооблигаций Россия-2030 в 4,2%), что соответствует уровню, сложившемуся на российском рынке ценных бумаг, получим оценку «национального богатства» в $14 трлн. Теперь примем снижение премии за риск за акцию для России до уровня Турции (примерно 7,1%). Тогда текущая стоимость ВВП, или национальное богатство, возрастет более чем втрое – до $45 трлн, что означает его прирост на $31 трлн.

Для увеличения благосостояния России следует последовательно проводить политику, нацеленную на усиление верховенства закона. Относительно простой стратегией могло бы быть следование опыту таких стран, как Германия или Великобритания, которые сумели в значительной мере отказаться от своего суверенитета и делегировали высшую судебную власть Европейскому суду в Люксембурге, поскольку в полной мере оценили значение концепта верховенства закона. Правда, эти страны входят в Европейский союз, поэтому более показательными примерами будут Норвегия и Турция: они не являются членами ЕС, но также приняли европейские правила Aquis Communautaire и признают, что решения Европейского суда обязательны на их территории.

Если Россия решится пойти таким путем, многие ее граждане смогут вздохнуть с облегчением. Люди, которые сейчас склоняются к тому, чтобы эмигрировать (а их доля среди молодых людей в возрасте 18-30 лет, согласно недавнему опросу ФОМа, выросла до 37% с 23% в 2007 г.), получат ясный сигнал, что шанс на перемены есть.

Например, если любой россиянин сможет довести свою жалобу до Европейского суда и добиться исполнения приговора на территории РФ, возникнет надежда, что можно положить конец коррупции местных властей, а антиконкурентное поведение, в частности использование картельных соглашений, сможет быть разрушено на основе решений, принимаемых в ЕС. Возможно, тогда больше людей и инвесторов будут готовы остаться в стране, чтобы помочь приблизить эти перемены.

Бизнес же, который сейчас экспортирует капитал в значительном размере, задумался бы о его размещении внутри страны: сегодня доля инвестиций в процентах от ВВП в России примерно в два раза ниже, чем в Китае.

Итак, каким образом россияне могут в действительности повысить свое благосостояние на $31 трлн? Если Россия обеспечит верховенство закона, то многое может радикально измениться к лучшему:

• Во-первых, стоимость активов в России может возрасти значительно. Об этом свидетельствует простое сравнение. В 2010 г., например, можно было приобрести 1,1 млн га лесных угодий в Архангельской области с правом вырубки 800 000 куб. м древесины в год (на 20 лет вперед) по цене $60 млн. Но если доверие к закону в России будет таким же, как в Финляндии, которая расположена всего в 600 км, цена леса может возрасти до $700 млн (исходя из усредненной стоимости прав на заготовку одного кубометра леса на корню в $43 в Финляндии). Владельцы земли станут гораздо богаче, если верховенство закона будет обеспечено.

• Во-вторых, снизятся издержки на привлечение капитала. Сейчас российские компании должны предлагать инвесторам доходность на акционерный капитал на уровне 22,2% в долларах (см. вышеупомянутую ставку дисконта) или даже более; если бы было обеспечено верховенство закона, указанные выплаты снизились бы до 11,3%, как в Турции. Для жителей России, ныне ограниченных в использовании ипотечных кредитов ставкой в 14% годовых, последняя могла бы снизиться до 2% по кредитам, привлекаемым в евро.

• В-третьих, благодаря соглашению о свободе торговли с ЕС и свободному передвижению людей между Европой и Россией рос бы уровень конкуренции, а стоимость жизни – снижалась; это позволило бы гражданам больше сберегать, а следовательно, преумножать богатство. Сейчас страны ЕС не решаются открыть свободный доступ на свою территорию для россиян, поскольку некоторые из них могут приехать в ЕС и пойти на преступления, а, уехав назад, не понести наказания, используя различия в законах в Европе и России. Если же везде будут применяться одни и те же законы, эти страхи будут забыты и свободная миграция людей сможет стать реальностью.

• В-четвертых, Россия выиграет от объединения системы мер внутренней и внешней безопасности с ЕС, поскольку это снизит восприятие риска.

• В-пятых, Евросоюз сможет использовать себе во благо финансовую мощь России, а Россия – европейский стандарт правоприменительной практики. Это будет в полном смысле взаимовыгодное сотрудничество.

Именно недостаточность верховенства закона обусловливают высокую степень неопределенности в экономике и бизнесе, которая порождает огромную недооцененность российских активов, а следовательно, и благосостояния российского народа.

К счастью, Россия сейчас не находится в состоянии войны и нечасто подвергается стихийным катаклизмам. Напротив, Россия – страна, богатая как натуральными ресурсами, так и человеческим капиталом, и существует достаточно простой и экономичный способ решения проблемы: более тесное сотрудничество с Евросоюзом, которое продемонстрирует приверженность принципам верховенства закона и создаст для России все те преимущества, о которых говорилось выше.

Автор – управляющий партнер Wermuth Asset Management. Материал подготовлен в соавторстве с Мариной Шестаковой, риск-менеджером Wermuth Asset Management