Рынок труда Китая пока не реагирует на замедление экономики

Число вакансий пока превышает количество соискателей, однако в ряде производственных отраслей сокращают штаты, а социальное напряжение из-за проблем на рынке труда понемногу растет
M.Kohut/ Bloomberg

В плавках и вьетнамках Су Вэнь похож на типичного студента, зашедшего охладиться в местный супермаркет Walmart на окраине Шанхая после жаркого дня на пляже. Но 22-летний молодой человек не студент. И он не занимался серфингом. Весь день на пляже он сидел за пультом управления экскаватором - сносил старые здания, чтобы освободить место для новых.

Китайская экономика замедляется и находится на пути к самым низким темпам роста более чем за 10 лет. Но кто-то забыл предупредить об этом Су. «Это самый напряженный год за последнее время, - говорит он, - работы намного больше, чем в прошлом году. Ко мне поступает все большее и большее количество заказов, поэтому мне есть куда торопиться».

С точки зрения определения вектора экономического развития Китая в ближайшие месяцы, загруженность Су работой - факт не менее важный, чем с напряжением ожидаемые аналитиками данные по темпам роста ВВП. Где же предел терпения Пекина, вопрошают они, как долго власти позволят экономике замедляться?

Чтобы избежать падения темпов роста ниже целевого показателя в 7,5%, Китай может слегка стимулировать экономику, считают некоторые аналитики. Другие полагают, что, наоборот, правительство позволит им снизиться до 7%, зато больше времени и сил уделит грядущим реформам.

Заблуждением было бы считать, что правительство сосредоточило внимание исключительно на темпах роста экономики. Если посмотреть на рынок труда, другую часть этого уравнения, то там картина все еще позитивная. Определенные проблемы есть, но работы хватает всем.

Поскольку официальные данные по безработице Китая у многих экспертов вызывают сомнения, лучше всего картину отражают данные с бирж труда. Во II квартале 2013 г. было зарегистрировано 6,1 млн вакансий и 5,7 млн людей, ищущих работу. На каждого человека пришлось примерно по 1,07 рабочего места, чуть меньше, чем в I квартале. «Несмотря на замедление экономики, рынок труда здоров», - считают аналитики Capital Economics.

Но тучи на горизонте сгущаются. Заводы и фабрики в этом году практически безостановочно сокращают штаты, следует из опроса представителей производственного сектора. Многое будет зависеть от того, сможет ли Китай в этом году пристроить огромное количество выпускников вузов - 7 млн человек. Темпы роста доходов городских жителей в первом полугодии 2013 г. снизились до 6,5% с 9,6% за аналогичный период 2012 г., что говорит о некотором снижении спроса работодателей на “белых воротничков”.

Несколько акций протестов рабочих свидетельствуют о возможном росте из-за замедления экономики социальной нестабильности, и это является основной тревогой правительства. Ранее в июле против сокращения штата протестовали сотни сотрудников Rongsheng, крупной судостроительной корпорации, увязшей в долгах. В конце июня рабочие пекинской компании - поставщика медицинской продукции - на неделю взяли в заложники ее совладельца-американца, обвиняя его в невыплате зарплат.

Протесты лишь частично были вызваны замедлением экономики, считает редактор интернет-газеты о взаимоотношениях работодателей и профсоюзов Хэ Юаньчен. «Новое поколение китайцев намного лучше понимает свои права и стремится их защитить», - говорит он. Это может привести к взрыву, если экономика опять замедлится так же серьезно, как и в 2008 г., когда начался мировой финансовый кризис и 20 млн работников-мигрантов из других регионов страны фактически за ночь потеряли работу. «Разница между тем, что было тогда, и тем, что происходит сейчас, в том, что менее развитые провинции для мигрантов предоставляют куда больше трудовых возможностей. Это может смягчить удар», - считает Джеффри Кротхолл из China Labour Bulletin (негосударственная организация, защищающая права рабочих).

Важнейшая проблема КНР сейчас - даже не сокращение рабочих мест, а неудовлетворенные ожидания молодых сотрудников, которые мечтают о безостановочном карьерном росте и процветании. «Сейчас у нас не так много заказов, как раньше, и моя зарплата точно такая же, как и в прошлом году, - говорит Гао Сон, мигрант из бедной провинции Аньхуэй, работающий на мебельной фабрике в Шанхае. - Но я уверен, что все будет намного лучше. Кто же не оптимистичен насчет своего будущего?»

Перевела Мария Амирджанян