Развивающиеся страны потратили на успокоение рынков $50 млрд

Они запасают валютные резервы на крайний случай - роста паники инвесторов

Международные резервы 12 крупнейших развивающихся стран (за исключением КНР с фиксированным курсом юаня) сократились на $50 млрд c начала года до $2,9 трлн, России - на 5,2% до $509,6 млрд (данные Bloomberg). С 2002 г. резервы развивающихся экономик выросли в четыре раза (с $722 млрд).

Курсы валют развивающихся рынков пикируют. Долларовый индекс 20 самых торгуемых валют в Bloomberg снизился на 8% с начала года, это рекорд с 2008 г. Курс рубля к доллару снизился на 8,59% с начала года и сейчас находится на минимуме с июня 2012 г.

Значительного снижения курса рубля в российском Центробанке не ожидают. Резкая девальвация рубля в несколько раз, как этом было в 1998 г., в текущей макроэкономической ситуации невозможна, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина (цитата по ИТАР-ТАСС).

Самые уязвимые валюты - южноафриканский ранд, бразильский реал, индийская и индонезийская рупии и турецкая лира, отмечают аналитики Morgan Stanley. Рекордсмен падения - индийская рупия, которая спикировала на 8,1% в августе и 19% с начала года. Пикирование курсов валют усилилось после того, как федеральная резервная система начала заявлять о том, что может начать сворачивать программу стимулирования экономики уже в этом году ($85 млрд в месяц). Начать сокращение выкупа облигаций в рамках QE3 ФРС может после заседания 17-18 сентября. Намерение ФРС нервировало инвесторов и спровоцировало «маржин-коллы» по позициям с высокой долей заемных средств, подстегнув в первую очередь распродажи акций и облигаций развивающихся рынков, которые финансировались за счет дешевых займов с западных рынков, отмечает Ян Рэндольф из IHS Global Insight.

«Приток капитала на развивающиеся рынки, который в среднем составлял $1 трлн в год, сменился отливом», - резюмирует Рэндольф. По данным EPFR Global, за последние три месяца из фондов акций и облигаций этих стран было выведено $44 млрд. Если отток капитала с развивающихся рынков продолжится, это нанесет удар по восстановлению глобальной экономики, предупредила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Угроза для мировой экономики переместилась в развивающиеся страны».

Чтобы стабилизировать валютные рынки, развивающиеся страны в этом году предпочитают идти на повышение ставок (Бразилия и Индонезия сделали это в августе), чем тратить резервы. Лишь ЦБ Индии объявил в августе о масштабных валютных интервенциях в $60 млрд. В кризис 2008 г. после коллапса Lehman Brothers развивающиеся страны потратили 11% резервов против 1,6% с начала этого года. Стратегия на сбережение резервов оправданна: «Если инвесторы видят сокращение резервов, они просто бросаются к выходу», - отмечают аналитики Morgan Stanley.

Большинство развивающихся стран старается поддерживать гибкие обменные курсы, экономить валютные резервы и другие активы в иностранной валюте - это мера предосторожности против усиления оттока капитала, отмечает Рэндольф. Но есть риск, что страны пожертвуют свободой курса или резервами в случае роста панических настроений на рынке, продолжает он.

Отток капитала с развивающихся рынков - главная головная боль для заседания лидеров G20, считает Рэндольф. Лидеры «двадцатки» сосредоточатся на политике ФРС и влиянии этих мер на рынки развивающихся стран, признала координатор саммита и начальник экспертного управления президента Ксения Юдаева: «В экономической повестке это самый острый вопрос». С учетом того, что происходит на глобальных финансовых рынках, мы ожидаем интенсивную дискуссию о возможных побочных эффектах выхода США из политики количественного смягчения, уточнила она. Позиция G20 по этому вопросу может войти в заключительное коммюнике. Тон дискуссии по количественному смягчению и отходу от этой политики во многом определится тем, как пойдет работа над текстом итогового заявления лидеров, считает замминистра финансов Сергей Сторчак.

Страны БРИКС хотят получить гарантии от США и ЕС, что МВФ будет готов подержать развивающиеся страны, которые могут попасть в затруднительное положение из-за глобальной распродажи активов, отмечает Рэндольф.