Микрозаймы было бы правильно поставить под контроль мегарегулятора

Существование различных уровней регулирования, как в случае с банками и микрофинансовыми организациями, создает предпосылки для системных перекосов и проблемы для заемщиков

С начала сентября регулирование всех финансовых рынков объединено под эгидой Банка России, который получил статус мегарегулятора. Поскольку новое ведомство создается на базе ЦБ, можно ожидать, что в сфере банковского регулирования и надзора особых потрясений не будет. Новшества могут касаться взаимодействия банков с другими организациями - инвестиционными, страховыми. Более тщательным станет контроль за финансовыми группами. Все это разумно, предсказуемо и каких-то особых переживаний в среде банкиров не вызывает.

Куда более серьезные перемены могут произойти в тех сферах, которые в прежней системе регулирования контролировались разными надзорными органами либо вообще оставались без внимания. Именно для этих секторов финансового рынка создание мегарегулятора может означать серьезный шаг вперед с точки зрения повышения прозрачности. Прежде всего, речь может идти о микрофинансовых организациях, которые кредитуют граждан порой на малопонятных условиях, в неизвестных объемах, по никем не регулируемым правилам.

ЦБ уже выражает обеспокоенность ростом необеспеченных кредитов населению. Но у регулятора есть информация только о банковских кредитах. При этом уровень кредитной нагрузки на население, генерируемой микрофинансовыми организациями, вообще неизвестен. Можно только по косвенным признакам судить, что эти структуры весьма активны и расширяют свое присутствие на рынке, причем именно тогда, когда заемщики подходят к пределу своих возможностей кредитоваться в банке. Все чаще появляются публикации о том, как заемщики - особенно из небогатых слоев населения, в небольших городках - попадают в капкан кредитной зависимости. Именно на эти группы людей и ориентированы микрофинансовые организации. Их активность может вести к накоплению как социальных проблем, так и рисков для финансовой системы в целом.

Если на одном и том же рынке, предоставляя одну и ту же услугу, работают структуры с разным уровнем регулирования, то рынок определенным образом фильтрует потребителей этой услуги. Жесткое регулирование заставляет банки строго подходить к оценке платежеспособности заемщика. Кто с большей вероятностью обратится за деньгами в микрокредитную организацию? Тот, кто уже закредитован в банке или не имеет убедительных доходов. Тот, кто получил в банке отказ. Тот, кто не хочет утруждать себя необходимыми процедурными сложностями, но хочет получить все «быстро и сейчас».

Можно предположить, что получатели небанковских кредитов в среднем более легкомысленно относятся к процедурам, а, значит, и к обязательствам. Понимая это, микрофинансовые организации, с одной стороны, до предела упрощают условия предоставления кредитов, а, с другой, компенсируют свои риски более высокой процентной ставкой. Возникает своего рода обратный фильтр, который накапливает массив негативных сценариев: менее требовательные, менее обязательные заемщики с неустойчивыми доходами получают более дорогие деньги. Отсюда и различные социальные драмы, о которых пишет пресса.

Но проблема уже может выйти за рамки чьих-то персональных трудностей и превратиться в системную проблему финансового рынка.

Если граждане теряют возможность обслуживать кредиты, то кому они перестанут платить в первую очередь - банкам или микрофинансовым организациям? Это во многом зависит от поведения кредитора, его манеры работать с должниками, а также от размера кредита. Можно предположить, что коллекторская деятельность банков строже регулируется и поэтому носит более цивилизованный характер. Тогда как небанковские кредиты, пусть и некрупные по размеру, и стоят дороже, и возвращаться могут более жесткими способами. То есть, будучи закредитованными выше уровня платежеспособности, люди, скорее всего, сначала перестанут платить банкам. И могут начнать перекредитовываться в ростовщических конторах, где легко получить деньги, но трудно развязаться с нарастающим комом долгов.

Без должного надзора в этой сфере может распространиться серое ростовщичество, что чревато серьезными проблемами. Тут нет чьего-то злого умысла, просто сама система с различными уровнями регулирования создает фильтры и предпосылки для развития подобных сценариев.

Об этих рисках банкиры говорят давно. И вот теперь, с созданием мегарегулятора, появилась логичная возможность решить эту проблему. Укрепление надзора и регулирования в сфере небанковских микрозаймов создаст условия для организаций, работающих цивилизованно, выдавит структуры, тяготеющие к серым или полукриминальным схемам.

Создание мегарегулятора самим своим фактом снимает вопрос о том, в чьем ведении должны находиться микрофинансовые организации. Государство взяло курс на консолидацию надзора за любыми финансовыми операциями. Возникает возможность интегрированного учета и контроля рисков, в какой бы части системы они ни возникали. Все это, безусловно, внушает надежду, что мегарегулятор сможет не только продолжить поступательное развитие банковского надзора и регулирования, но и повысит уровень устойчивости всей финансовой системы.

Автор - зампред совета директоров «Нордеа банка»