ФРС США дала развивающимся странам отсрочку для реформ

Пока денежная политика остается стимулирующей, развивающимся странам нужно успеть инициировать структурные реформы, чтобы гарантировать доверие инвесторов на долгосрочную перспективу, считают политики, экономисты и инвесторы
P.Giannakouris / AP

Развивающиеся страны должны использовать отсрочку, которую предоставила им Федеральная резервная система США, отложив сворачивание программы количественного смягчения (QE), и начать быстро готовиться к прекращению периода ультрамягкой денежной политики, считают политики, экономисты и инвесторы. Необходимо успеть инициировать структурные реформы, сказали некоторые из них в беседе с Financial Times.

Многие развивающиеся страны стали слишком зависимы от притоков иностранного капитала, отметил министр финансов Турции Мехмет Симсек. В их числе и его собственная страна, где большой дефицит счета текущих операций (5,9% ВВП в 2012 г., может увеличиться до 6,8% в 2013 г., по прогнозу МВФ) пока удавалось финансировать за счет притока иностранного капитала. Также у частного сектора Турции $140 млрд краткосрочного внешнего долга.

Этим летом страна оказалась в уязвимом положении, когда международные инвесторы стали в массовом порядке выводить капитал из развивающихся стран - после того как 22 мая председатель ФРС Бен Бернанке заявил о возможном начале сворачивания программы денежного стимулирования уже в этом году. Курс турецкой лиры упал. Обвалились и курсы валют Индии и Индонезии, которые, даже с учетом отскока в последние дни, за период конца мая снизились на 11%. Центробанки этих стран потратили десятки миллиардов долларов из валютных резервов на поддержку курсов. Бразилия обнародовала программу валютных интервенций на $60 млрд, что позволило поддержать реал, но инвесторы по-прежнему обеспокоены ухудшающимися фундаментальными показателями в стране. Банк России за три летних месяца 9 раз сдвигал границы валютного коридора на 5 коп., следуя за ослаблением рубля, который опустился до минимумов 2009 г.; до этого подобная активность ЦБ отмечалась лишь в 2008 г.

В прошлую среду ФРС решила пока не сокращать, как многие ожидали, объем выкупа облигаций ($85 млрд в месяц). «Решение сворачивать или не сворачивать программу количественного смягчения фактически увеличивает окно возможностей, в рамках которого политики [развивающихся стран] могут начать реализацию структурных реформ, чтобы завоевать доверие инвесторов на долгосрочную перспективу, - говорит Фред Нойманн, главный экономист по Азии банка HSBC. - Это дает нам дополнительное время, но фундаментально ничего не решает».

«Безусловно, на нашем пути будут сильнее дуть встречные ветры, чем попутные», - признает министр Симсек. С точки зрения привлечения инвестиций развивающиеся страны не будут «голодать», как в конце 1990-х гг., но рост в развивающихся экономиках не будет таким же быстрым, как в прошедшее десятилетие. Однако решение ФРС продолжить предоставлять денежное стимулирование в прежних объемах дает развивающимся странам возможность успеть активизировать структурные реформы, например, на рынке труда, говорит Симсек: «Есть немного времени, и его можно потратить так, чтобы поддержать или восстановить доверие инвесторов».

Действовать политикам придется в условиях ограниченного времени и этого самого доверия. «Давайте помнить, что отсрочка - это всего лишь отсрочка, и больше ничего», - заявил Рагурам Раджан, председатель Резервного банка Индии, который в пятницу повысил процентные ставки. Структурные проблемы в развивающихся странах никуда не денутся, поэтому они сейчас находятся в менее выгодном положении, чем развитые, считает Доминик Росси, директор по инвестициям на рынках акций одной из крупнейших управляющих компаний мира - Fidelity.

Объявленное на прошлой неделе решение ФРС спровоцировало рост акций, облигаций и валют на развивающихся рынках, что позволило им немного компенсировать понесенные летом потери. Страны и компании снова активизировались на рынке облигаций. Если с начала года по конец мая, по данным Dealogic, правительства развивающихся стран разместили международные бонды на $45 млрд, то за летние месяцы - менее чем на $10 млрд. «Скорее всего, мы теперь увидим целую волну эмитентов с развивающихся рынков, которые воспользуются преимуществами все еще дешевого финансирования и отложенным спросом со стороны инвесторов, - говорит Тим Эш, аналитик по развивающимся рынкам Standard Bank. - Это спасательный трос для расточительных правительств развивающихся стран, таких как Турция, Сербия, Украина».

Но дело не столько в том, чтобы успеть привлечь все еще дешевые кредиты или рефинансировать существующие. Экономисты обеспокоены тем, с какой резвостью инвесторы бросились распродавать активы на развивающихся рынках после первого же намека Бернанке на возможность сворачивания QE: это может означать, что малейшее ухудшение ситуации в мире ударит по развивающимся рынкам и экономикам в гораздо более серьезной степени. И те из них, что из-за своих структурных проблем пользуются меньшим доверием инвесторов и бизнесменов, пострадают больше остальных. «Я был обеспокоен тем, насколько резкую реакцию на неизбежное изменение политики ФРС мы увидели», - говорит профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф. Сам Бернанке, выступая на пресс-конференции после заседания руководства ФРС, назвал ситуацию в развивающихся странах «важным вопросом», добавив, что он с коллегами «очень внимательно следит за ее развитием».

Приписывать летнюю распродажу активов на развивающихся рынках только ожиданиям сворачивания QE неправильно, важное значение имеет и ухудшение фундаментальных показателей, уверен Майкл Ридделл, управляющий активами M&G Investments: «Меня очень беспокоит ситуация в ряде стран». Прошло время, когда инвесторы рассматривали развивающиеся страны как единый актив и положительно оценивали их перспективы, указывает Кингсмилл Бонд, управляющий директор «Сбербанк CIB». Та же концепция БРИК теперь не работает, инвесторы будут оценивать каждую страну по отдельности, уверен он. А российский фондовый рынок, по мнению Бонда, оживет, только если цена на нефть резко вырастет из-за каких-то масштабных геополитических проблем (но это все-равно неустойчивый фактор в долгосрочной перспективе) - либо если в стране начнутся реальные институциональные реформы.

Такие реформы крайне необходимы России, причем времени на их реализацию остается все меньше и меньше, считает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: «С каждым потерянным днем кризис не только в российской экономике, но и во всем государстве будет лишь усугубляться». Этот кризис невозможно преодолеть без радикальных структурных преобразований, пишет Алексашенко в статье «Экономический кризис требует политических решений», опубликованной сегодня в «Ведомостях»: «Все решения, которые нужно принимать российским властям, носят политический характер: это реформа правоохранительных органов и судебной системы, изменение отношения власти к бизнесу, выход государства из конкурентных секторов экономики и существенное снижение бюрократического давления на бизнес, самая решительная борьба с коррупцией, казнокрадством и рэкетом».

У других стран тоже есть серьезные проблемы. Например, Бразилия, несмотря на масштабные инвестиции в инфраструктуру, по оценкам экспертов, в части транспортной инфраструктуры отстает от развитых экономик более чем на полвека. И это несмотря на то, что банк развития BNDES увеличил ассигнования на государственную Программу ускорения роста, в рамках которой реализуются масштабные проекты, с 40 млрд реалов ($18,2 млрд) в 2004 г. до 88,3 млрд реалов ($40,1 млрд) по данным на первое полугодие 2013 г. Тем не менее, эксперты называют это десятилетие потерянным в плане развития инфраструктуры и объясняют проблемы плохой подготовкой проектов и их плохим исполнением. Например, недавний тендер на строительство автомагистрали провалился (частные инвесторы не подали ни одной заявки), потому что строительство части дороги было отдано государственному ведомству. Оно известно своей неэффективностью, и инвесторы не захотели рисковать, оказавшись в ситуации, когда они построят свою часть дороги, а ведомство - нет, и им придется платить штраф за задержку с вводом магистрали в эксплуатацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать