Финансы
Бесплатный
Михаил Оверченко

ФРС США дала развивающимся странам отсрочку для реформ

Пока денежная политика остается стимулирующей, развивающимся странам нужно успеть инициировать структурные реформы, чтобы гарантировать доверие инвесторов на долгосрочную перспективу, считают политики, экономисты и инвесторы
P.Giannakouris / AP

Развивающиеся страны должны использовать отсрочку, которую предоставила им Федеральная резервная система США, отложив сворачивание программы количественного смягчения (QE), и начать быстро готовиться к прекращению периода ультрамягкой денежной политики, считают политики, экономисты и инвесторы. Необходимо успеть инициировать структурные реформы, сказали некоторые из них в беседе с Financial Times.

Многие развивающиеся страны стали слишком зависимы от притоков иностранного капитала, отметил министр финансов Турции Мехмет Симсек. В их числе и его собственная страна, где большой дефицит счета текущих операций (5,9% ВВП в 2012 г., может увеличиться до 6,8% в 2013 г., по прогнозу МВФ) пока удавалось финансировать за счет притока иностранного капитала. Также у частного сектора Турции $140 млрд краткосрочного внешнего долга.

Этим летом страна оказалась в уязвимом положении, когда международные инвесторы стали в массовом порядке выводить капитал из развивающихся стран - после того как 22 мая председатель ФРС Бен Бернанке заявил о возможном начале сворачивания программы денежного стимулирования уже в этом году. Курс турецкой лиры упал. Обвалились и курсы валют Индии и Индонезии, которые, даже с учетом отскока в последние дни, за период конца мая снизились на 11%. Центробанки этих стран потратили десятки миллиардов долларов из валютных резервов на поддержку курсов. Бразилия обнародовала программу валютных интервенций на $60 млрд, что позволило поддержать реал, но инвесторы по-прежнему обеспокоены ухудшающимися фундаментальными показателями в стране. Банк России за три летних месяца 9 раз сдвигал границы валютного коридора на 5 коп., следуя за ослаблением рубля, который опустился до минимумов 2009 г.; до этого подобная активность ЦБ отмечалась лишь в 2008 г.

В прошлую среду ФРС решила пока не сокращать, как многие ожидали, объем выкупа облигаций ($85 млрд в месяц). «Решение сворачивать или не сворачивать программу количественного смягчения фактически увеличивает окно возможностей, в рамках которого политики [развивающихся стран] могут начать реализацию структурных реформ, чтобы завоевать доверие инвесторов на долгосрочную перспективу, - говорит Фред Нойманн, главный экономист по Азии банка HSBC. - Это дает нам дополнительное время, но фундаментально ничего не решает».

«Безусловно, на нашем пути будут сильнее дуть встречные ветры, чем попутные», - признает министр Симсек. С точки зрения привлечения инвестиций развивающиеся страны не будут «голодать», как в конце 1990-х гг., но рост в развивающихся экономиках не будет таким же быстрым, как в прошедшее десятилетие. Однако решение ФРС продолжить предоставлять денежное стимулирование в прежних объемах дает развивающимся странам возможность успеть активизировать структурные реформы, например, на рынке труда, говорит Симсек: «Есть немного времени, и его можно потратить так, чтобы поддержать или восстановить доверие инвесторов».

Действовать политикам придется в условиях ограниченного времени и этого самого доверия. «Давайте помнить, что отсрочка - это всего лишь отсрочка, и больше ничего», - заявил Рагурам Раджан, председатель Резервного банка Индии, который в пятницу повысил процентные ставки. Структурные проблемы в развивающихся странах никуда не денутся, поэтому они сейчас находятся в менее выгодном положении, чем развитые, считает Доминик Росси, директор по инвестициям на рынках акций одной из крупнейших управляющих компаний мира - Fidelity.

Объявленное на прошлой неделе решение ФРС спровоцировало рост акций, облигаций и валют на развивающихся рынках, что позволило им немного компенсировать понесенные летом потери. Страны и компании снова активизировались на рынке облигаций. Если с начала года по конец мая, по данным Dealogic, правительства развивающихся стран разместили международные бонды на $45 млрд, то за летние месяцы - менее чем на $10 млрд. «Скорее всего, мы теперь увидим целую волну эмитентов с развивающихся рынков, которые воспользуются преимуществами все еще дешевого финансирования и отложенным спросом со стороны инвесторов, - говорит Тим Эш, аналитик по развивающимся рынкам Standard Bank. - Это спасательный трос для расточительных правительств развивающихся стран, таких как Турция, Сербия, Украина».

Но дело не столько в том, чтобы успеть привлечь все еще дешевые кредиты или рефинансировать существующие. Экономисты обеспокоены тем, с какой резвостью инвесторы бросились распродавать активы на развивающихся рынках после первого же намека Бернанке на возможность сворачивания QE: это может означать, что малейшее ухудшение ситуации в мире ударит по развивающимся рынкам и экономикам в гораздо более серьезной степени. И те из них, что из-за своих структурных проблем пользуются меньшим доверием инвесторов и бизнесменов, пострадают больше остальных. «Я был обеспокоен тем, насколько резкую реакцию на неизбежное изменение политики ФРС мы увидели», - говорит профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф. Сам Бернанке, выступая на пресс-конференции после заседания руководства ФРС, назвал ситуацию в развивающихся странах «важным вопросом», добавив, что он с коллегами «очень внимательно следит за ее развитием».

Приписывать летнюю распродажу активов на развивающихся рынках только ожиданиям сворачивания QE неправильно, важное значение имеет и ухудшение фундаментальных показателей, уверен Майкл Ридделл, управляющий активами M&G Investments: «Меня очень беспокоит ситуация в ряде стран». Прошло время, когда инвесторы рассматривали развивающиеся страны как единый актив и положительно оценивали их перспективы, указывает Кингсмилл Бонд, управляющий директор «Сбербанк CIB». Та же концепция БРИК теперь не работает, инвесторы будут оценивать каждую страну по отдельности, уверен он. А российский фондовый рынок, по мнению Бонда, оживет, только если цена на нефть резко вырастет из-за каких-то масштабных геополитических проблем (но это все-равно неустойчивый фактор в долгосрочной перспективе) - либо если в стране начнутся реальные институциональные реформы.

Такие реформы крайне необходимы России, причем времени на их реализацию остается все меньше и меньше, считает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: «С каждым потерянным днем кризис не только в российской экономике, но и во всем государстве будет лишь усугубляться». Этот кризис невозможно преодолеть без радикальных структурных преобразований, пишет Алексашенко в статье «Экономический кризис требует политических решений», опубликованной сегодня в «Ведомостях»: «Все решения, которые нужно принимать российским властям, носят политический характер: это реформа правоохранительных органов и судебной системы, изменение отношения власти к бизнесу, выход государства из конкурентных секторов экономики и существенное снижение бюрократического давления на бизнес, самая решительная борьба с коррупцией, казнокрадством и рэкетом».

У других стран тоже есть серьезные проблемы. Например, Бразилия, несмотря на масштабные инвестиции в инфраструктуру, по оценкам экспертов, в части транспортной инфраструктуры отстает от развитых экономик более чем на полвека. И это несмотря на то, что банк развития BNDES увеличил ассигнования на государственную Программу ускорения роста, в рамках которой реализуются масштабные проекты, с 40 млрд реалов ($18,2 млрд) в 2004 г. до 88,3 млрд реалов ($40,1 млрд) по данным на первое полугодие 2013 г. Тем не менее, эксперты называют это десятилетие потерянным в плане развития инфраструктуры и объясняют проблемы плохой подготовкой проектов и их плохим исполнением. Например, недавний тендер на строительство автомагистрали провалился (частные инвесторы не подали ни одной заявки), потому что строительство части дороги было отдано государственному ведомству. Оно известно своей неэффективностью, и инвесторы не захотели рисковать, оказавшись в ситуации, когда они построят свою часть дороги, а ведомство - нет, и им придется платить штраф за задержку с вводом магистрали в эксплуатацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more