Три фонда заработали на греческих гособлигациях более 100% годовых

Греческие фонды скупали бонды своего правительства летом 2012 г. по 12% от номинала, сейчас они стоят 53%
Kostas Tsironis/ Bloomberg

Самыми доходными фондами облигаций в мире стали три греческих фонда, рискнувшие купить облигации собственного правительства, когда в его кредитоспособность никто не верил и бумаги стоили 12% от номинала, сообщает The Wall Street Journal. По данным Morningstar, которая собирает информацию о паевых фондах, управляющие Панос Симос из NBG Asset Management, а также Арис Папагеоргакопулос и Джон Гикас из Eurobank Asset Management смогли за последние 12 месяцев получить доходность более 100%.

Их ближайшие преследователи хоть и показали высокий результат, но отстали от греков весьма существенно: лучший в мире фонд долларовых облигаций заработал 34% от инвестиций в бонды, обеспеченные активами, а лучший фонд облигаций на развивающихся рынках получил 31%, свидетельствуют данные Morningstar.

Ситуация на рынках облигаций и акций Греции существенно изменилась за прошедший год с лишним. В 2010-2012 гг. международные кредиторы дважды выделяли стране финансовую помощь, многие аналитики говорили о неминуемом выходе Греции из еврозоны. В 2012 г. стране пришлось провести реструктуризацию госдолга, обменяв обращавшиеся облигации на бумаги с более дальними сроками погашения и низкой доходностью. Но с «дна» в июне 2012 г. цены некоторых гособлигаций выросли более чем в четыре раза, а фондовый индекс Афинской биржи - на 150%.

«В какой-то момент греческие облигации были самым ненавидимым классом активов в мире, и мы подумали, что терять на дне рынка особо нечего», - говорит Папагеоргакопулос.

Показавшие столь высокую доходность фонды - небольшие по размеру: в DELOS Domestic Bond Fund, которым управляет Симос, 83 млн евро активов (совокупный доход за последние 12 месяцев составил 108%), в Eurobank LF Government Bond Fund - 30 млн евро, а в Interamerican Fixed Income Domestic Bond Fund - 137 млн евро (ими совместно управляют Папагеоргакопулос и Джон Гикас, их доход 107 и 105% соответственно). В определенном смысле их успех объясняется параметрами фондов, поэтому, например, крупным международным фондам почти невозможно его повторить. Многие из последних не могут вкладывать в бумаги с таким низким кредитным рейтингом: сейчас рейтинг Греции от агентства Standard & Poor's, например, находится на уровне В-, при этом во время реструктуризации долга весной 2012 г. он был SD (выборочный дефолт). Кроме того, для многих является препятствием небольшой объем греческого рынка, на котором после реструктуризации обращаются гособлигации всего на 25 млрд евро.

В отличие от них активы фондов Симоса, Папагеоргакопулоса и Гикаса должны не менее чем на 50% состоять из облигаций греческого правительства. В этом был и свой минус - до того, как рынок начал восстанавливаться. Так, в марте 2009 г., когда был сформирован Eurobank LF Government Bond Fund с 13 млрд евро активов, спред между греческими и немецкими гособлигациями составлял всего 1,2 процентного пункта. К марту 2012 г., когда частным инвесторам было предложено обменять бонды на новые бумаги, чтобы правительство могло сократить размер долга, он превысил 11 п.п. «Были моменты, когда мы сомневались, останется ли что-нибудь вообще в наших фондах», - говорит Папагеоргакопулос.

Но страх не заставил управляющих потерять голову. В апреле 2012 г., за месяц до всеобщих выборов в Греции, которые закончились неопределенным результатом, Папагеоргакопулос и Гикас сильно сократили вложения в гособлигации и купили тоже сильно подешевевшие бонды местных банков, правильно рассчитав, что они все-таки будут погашены.

Далее управляющие последовали одному из базовых инвестиционных принципов: «Бойтесь, когда другие жадничают, и будьте жадными, когда другие боятся». После повторных выборов в июне они все средства вложили в гособлигации. «Мы получили правительство, готовое работать с международными кредиторами и проводить реформы», - объясняет Папагеоргакопулос. Все три управляющих скупали бонды в среднем по 12% от номинала; сейчас их средняя стоимость около 53%.

Они управляют обычными паевыми фондами, в которые могут вкладывать средства рядовые инвесторы. Аналогичную ставку на то, что Греции удастся решить свои проблемы, а соседи по еврозоне ей в конце концов помогут, сделал летом 2012 г. и один из самых известных управляющих хедж-фондами американский миллиардер Дэн Лоэб. Он скупил госбонды на $1 млрд примерно по 17% от номинала, а в декабре страна выкупила у инвесторов облигаций примерно на 11 млрд евро по 34% от номинала. Third Point представил к выкупу большую часть своего пакета, заработав $500 млн.

На пике кризиса активные инвестиции проводил и Уоррен Баффетт, правда, не в Греции, а в США. Однако вложения, сделанные тогда, когда почти все остальные пытались спасти свои деньги, окупились сторицей: на них Баффетт заработал уже $10 млрд, получив 40% прибыли.