Будущее развивающихся экономик: возвращение старой модели развития или долгий путь сложных реформ?

Традиционная модель роста развивающихся стран во многом напоминает бег за лидером - развитыми странами, которые не обращают внимания на их проблемы при проведении своей политики

С определенной долей условности развивающиеся экономики можно рассматривать в качестве спутников более крупных экономик развитых стран. Классическая модель роста развивающейся страны, основанная на экспорте, инвестициях и промышленном производстве, со временем приводит ее к довольно тесной интеграции с крупной «центральной» экономикой через торговые балансы (экспорт продуктов промышленности) и основные каналы движения капитала (получение инвестиций). Условность заключается в том, что на практике такие союзы редко носят двусторонний характер и часто представляются в форме более сложных, многосторонних конструкций. В качестве классического примера двусторонней связки можно назвать разве что Мексику и США, а среди более сложных можно выделить, например, такие, как «Бразилия - Китай - США» или «Россия - Китай - Европа».

В целом схема такого развития во многом напоминает бег за лидером. При этом лидер самостоятельно, ориентируясь исключительно на свои интересы, выбирает маршрут, скорость и тактику забега. Иными словами, параметры денежно-кредитной, финансовой и вообще любой политики развитой страны подчинены исключительно ее собственным интересам, а развивающиеся экономики-спутники являются лишь заложниками таких действий. Однако это не должно представлять большой проблемы до тех пор, пока их траектории развития совпадают. В таком случае, например, повышение ставок центробанком развитой страны, предпринятое на грани перегрева ее экономики, будет смягчено максимальным торговым сальдо и притоком капитала в развивающуюся экономику и, вполне возможно, пройдет безболезненно для рынков последней. Но это некий идеальный вариант, приемлемый для всех. Риск же заключается в том, что чрезмерное ухудшение условий в развивающейся стране ни в коей мере не станет аргументом для изменения политики, намеченной для развитой экономики, заставляя политическое и экономическое руководство первой ссылаться на объективное ухудшение внешних условий.

Действия, предпринимаемые ФРС США на протяжении последних месяцев, подтверждают эти наблюдения. Сегодня развивающиеся страны определенно отстали от набравшего ход лидера. Их платежные балансы пребывают не в лучшем состоянии, а показатели роста в своем большинстве вызывают уныние инвесторов. ФРС же на этом фоне приступает к сворачиванию программы денежного стимулирования, руководствуясь, понятно, исключительно внутренними мотивами. Действия регулятора должны завершиться поднятием процентных ставок где-то во второй половине следующего года, и пока сложно себе представить, как это отразится на развивающихся рынках, которые уже в основном лишены защиты в виде широких торговых профицитов и устойчивых притоков капитала.

Конечно, можно рассуждать о том, что текущая модель роста в США специфична, поскольку в первую очередь направлена на оживление жилищного рынка и облегчение долгового бремени населения, и поэтому она не приводит к прямому увеличению спроса на сырье или промышленные продукты, т.е. мало стимулирует рост в условных странах-«спутниках». Это поощряет веру в Ренессанс развивающихся стран, который, по идее, должен наступить позже - по мере возвращения «обычного роста», т.е. за горизонтом долговых проблем американских домохозяйств, повышения ставок ФРС и восстановления Европы. С этой точки зрения текущая отрицательная динамика валют и фондовых индексов развивающихся стран может рассматриваться пусть как и продолжительное, но все же временное явление.

Основной долгосрочный риск здесь, по-видимому, заключаются в выборе самих развивающихся стран, многие из которых явно или неявно стремятся преодолеть устаревшую и буксующую сегодня модель экспортного роста и переориентироваться на внутренний спрос. Очевидные риски - это перспектива ослабления прямой взаимосвязи с развитыми экономиками на фоне зависимости от их валют и финансовых рынков, которая будет еще долго сохраняться. Валютные предпочтения в структуре сбережений, кредита и инвестиций чрезвычайно инерционны, и они будут еще долгое время искажать платежные балансы решившихся на такие перемены стран, сохраняя их зависимость от денежно-кредитной политики соответствующих эмиссионных центров. Рецепт преодоления этих рисков прост, но труднореализуем - это развитие собственных валютных систем, которое требует в том числе и трудных реформ. За последние 20 лет безусловных успехов в этом направлении удалось добиться лишь 2-3 азиатским государствам.

Таким образом, будущее развивающихся экономик до сих пор не предопределено: вполне возможно, многие из них имеют неплохие шансы на новый виток развития в связках с привычными странами-«лидерами». Однако такой рост сопровождается рядом издержек политического и экономического характера. Другим странам предстоит непростой путь, успешность которого зависит не только от размера существующих резервов и политической воли их руководства, но и во многом от везучести, способности избежать глобальных потрясений на всей длине этого пути.

Автор - начальник аналитического управления банка «Зенит»