Чтобы повысить эффективность рынков, эмитентам ценных бумаг следует начать с себя

Полная предсказуемость деятельности многих компаний лишает их отчеты малейшей информативности и влияния на котировки

27 января 2014 г. после завершения биржевых торгов Apple опубликовала данные отчетности за I квартал нового финансового года. Через несколько минут после раскрытия информации стоимость ее акций упала на 10%, а рыночная капитализация снизилась почти на $50 млрд. Причиной, побудившей инвесторов продавать акции Apple, стали низкие продажи IPhone, составившие 51 млн устройств против ожидавшихся 55 млн.

29 января 2014 г. Facebook опубликовала отчетность за последний квартал 2013 г., которая подтверждала кратный рост выручки и прибыли социальной сети, а также рост доли мобильной рекламы в структуре доходов компании. Не прошло и пары часов, как стоимость акций Facebook выросла на 15%, обновив максимумы. Капитализация социальной сети увеличилась на $18 млрд в считанные минуты.

5 февраля 2014 г. Twitter выпустила первую в публичной истории компании отчетность, свидетельствовавшую о резком замедлении прироста аудитории интернет-сервиса. В течение минуты после начала следующих торгов цена ее акций опустилась более чем на 20%, а капитализация уменьшилась на $8,7 млрд.

Во всех случаях цена акций резко менялась именно после публикации отчетности. Часто направление изменения было противоположным по отношению к рынку в целом. До публикации динамика торгов не предсказывала подобного поведения цен, а вскоре после публикации рынок устанавливал новое равновесие. Данные отчетности существенно расходились с прогнозами аналитиков. Участники рынка получали данные одновременно, их реакция была молниеносной и направленной. В течение нескольких минут после публикации новая информация была отыграна рынками и на ход дальнейших торгов не влияла. Все перечисленное в совокупности определяет условия, обозначаемые термином «эффективный рынок».

Подобные события на российском рынке - редкость. Ни одна акция, торгуемая на Московской бирже, не показывала столь резкой динамики после выхода отчетности. Причины этого следующие: отсутствие важной или ранее неизвестной информации в отчетности, ее низкое качество или информативность, слишком поздний срок публикации отчетов. Как результат, имеем отсутствие интереса или недоверие инвесторов к публикуемым эмитентами данным в принципе.

Если в США влияние на цены оказывали операционные данные компаний, комментарии и прогнозы менеджмента, корпоративные события, информация о новых продуктах или смене стратегии, то в российских условиях я не припомню случаев, когда бы все вышеназванное влияло на котировки в краткосрочном периоде. Это влияние, безусловно, имеется, однако определить его временные рамки и характер не всегда возможно.

К примеру, 20 января 2014 г. цена акций «Газпрома» начала расти, прибавив за день более 5%, а за период до 29 января - 7,5%. Никто из аналитиков в эти дни не дал внятного объяснения резкому росту бумаг на фоне снижения фондового индекса (ММВБ за этот период потеряла 2,5%) и отсутствия важных новостей от самой компании. Вышедшая 23 января отчетность за девять месяцев 2013 г. не принесла сюрпризов. Лишь 29 января зампред «Газпрома» Александр Медведев в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что «Газпром» "считает своевременным проведение buy back для будущего роста капитализации компании". По всей видимости, именно решение руководства компании провести выкуп ее акций и отыгрывалась в цене акций «Газпрома» ранее.

Помимо явного использования инсайда, есть и другие аспекты, по которым российский рынок проигрывает. В отчетности российских эмитентов не хватает прогнозов менеджмента в отношении операционных и финансовых показателей. Довольно редко в своих отчетах отечественные эмитенты публикуют или делают акцент на показателях, рассчитываемых на одну акцию (EPS - прибыль в расчете на акцию, P/B - стоимость бизнеса в расчете на акцию, дивидендная доходность), хотя они являются важнейшими для инвесторов, ориентированных на стоимостной подход и фундаментальный анализ. Полная предсказуемость деятельности многих компаний (отсутствие новых продуктов и конкуренции, неизменность базовых условий и стратегии во времени) лишает их отчеты малейшей информативности и влияния на котировки. Отсутствие внимания к миноритариям - как в действиях менеджмента, так и в публикуемой информации - дополняет список недостатков в системах корпоративного управления российских эмитентов.

Мы жалуемся, что рынок подвержен влиянию внешних факторов, неэффективен и узок. Мы негодуем, когда видим на рынке вопиющие факты инсайдерской торговли, а регуляторы не могут найти и наказать виновных. Однако эмитентам нужно начать с себя, с собственной системы корпоративного управления. Простая публикация отчетности, с которой не ознакомились предварительно десятки и сотни глаз инсайдеров, может стать первым шагом на пути к повышению эффективности торговли. За ней могут следовать и другие - от серьезного диалога менеджмента с инвесторами на тему будущих продуктов и ключевых показателей, а также честного, своевременного раскрытия всех существенных новостей, включая негативные, до анализа и максимизации таких показателей, как прибыль на акцию и стоимость бизнеса на акцию, как ключевых для отчетности компаний, чьи акции обращаются на биржах.

Автор - старший аналитик Национального рейтингового агентства