Распродажа на российском рынке сформировала целую группу акций с высокими потенциалом роста и дивидендами

Выгодные сделки появляются в избытке, когда паникующий мистер Рынок распродает активы по любой цене

Текст написан в соавторстве с Алексеем Дебеловым, руководителем направления «Акции» ИК «Третий Рим»

В понедельник российский фондовый рынок упал на 12%, одним движением заложив военную премию в стоимость бумаг - примерно на такую же величину снизился индекс РТС за время пятидневной войны в Южной Осетии в 2008 г. Операция по «принуждению к миру» в Грузии совпала с непростым периодом в истории мировых рынков (и, в частности, российского, который за 2008 г. снизился более чем на 70%), и поэтому, вольно или невольно, военная активность в Крыму ассоциируется со значительно более масштабным влиянием на российские компании и экономику в целом. В 2008 г. РТС упал не конкретно из-за войны в Осетии: если на график нанести то снижение, которое может быть ассоциировано с войной, его будет сложно различить на фоне общего падения. А если попытаться вспомнить, какое же, собственно, влияние оказал этот конфликт на конкретных эмитентов (у кого упала выручка или случилось банкротство в результате введенных санкций и т. д.), то... вспомнить будет нечего. В Крыму не происходит ничего похожего на Южную Осетию в 2008 г., и, даже если бы было влияние этих событий на конкретную компанию X, которая добывает нефть совсем в другом месте и продает ее в еще более отдаленном месте, то, мягко говоря, оно было бы ограниченно.

Именно из этих предпосылок мы будем исходить при работе с существующими портфелями, т. е. рассматривать снижение цен на рынке облигаций и в еще большей степени - на рынке акций как возможность для покупки по привлекательным ценам. Почему рынок акций интересен в большей степени, чем облигационный? Потому что, как мы полагаем, влияние на облигационный рынок будет гораздо более слабым. Те денежные средства, которые мы сохраняли в облигационных портфелях, будут инвестированы в бумаги в ближайшие месяцы.

Рынок акций в силу большей волатильности, как нам кажется, предлагает больше возможностей для использования рыночных неэффективностей. В качестве защитных мер можно рассмотреть возможность покупки опциона пут «не в деньгах» для хеджирования непредсказуемых негативных событий. В остальном к этому рынку мы, как и раньше, подходим с точки зрения «стоимости».

У основоположника фундаментального подхода к долгосрочному инвестированию Бена Грэма, которого Уоррен Баффетт считает своим учителем, есть две ключевых концепции: «Мистер Рынок» и «Выгодная сделка» (bargain).

Представьте, что ваш партнер по бизнесу, мистер Рынок, подвержен приступам депрессии и эйфории, во время которых предлагает продать ему или купить у него долю в бизнесе по существенно заниженной или завышенной цене. В такой ситуации разумный долгосрочный инвестор должен не уподобляться истеричному мистеру Рынку, а играть на его слабости, покупая у него недооцененные активы и продавая ему активы слишком дорогие.

Концепция «выгодной сделки» (bargain) предлагает инвестировать в акции, не подверженные риску банкротства и предлагающие высокий потенциал роста - около 50% и выше. Такие выгодные сделки появляются в избытке, когда паникующий мистер Рынок распродает активы по любой цене.

В связи с паническими распродажами в России целая группа акций теперь торгуется с высоким потенциалом роста и высокими дивидендами. Это отличная точка для входа долгосрочного инвестора. Высокая дивидендная доходность позволяет комфортно инвестировать на длительный срок, получая текущий доход, пока акции не вырастут.

В зависимости от влияния валютного курса можно разбить интересные компании на три группы.

Группа 1: компании, выигрывающие от роста курса доллара, - экспортеры. Валютная выручка, рублевые затраты - как следствие, прибыль должна расти быстрее роста курса. Дивиденды как доля от прибыли тоже должны расти сильнее, чем доллар, и должны сравниваться с купонными выплатами по еврооблигациям.

В отличие от кризиса 2008 г., особенно острого для России из-за падения цен на нефть, текущий конфликт способен только подстегнуть их рост, что в перспективе увеличит прибыль российских экспортеров.

Источник: Оценки компании

Группа 2: компании, работающие сугубо на внутреннем рынке; их рублевые прибыли будут сжиматься по мере роста курса доллара. Дивидендная доходность аналогична рублевым облигациям и депозитам.

Источник: Оценки компании

Группа 3: компании-импортеры, долларовые прибыли которых будут сжиматься в результате роста курса доллара. Наиболее интересны для инвесторов, рассчитывающих на укрепление рубля.

Источник: Оценки компании

Авторы: Александр Варюшкин, руководитель департамента по управлению активами ИК «Третий Рим»; Алексей Дебелов, руководитель направления «Акции» ИК «Третий Рим»