Внешнеторговая статистика подрывает надежды на ускорение роста экономики Китая

Сравнительные данные по экспорту за март могут быть искажены из-за фальшивых операций годом ранее, но в целом и внешний, и внутренний спрос остается слабым
Thomas Lee/ Bloomberg

Перспективы экономического роста Китая выглядят еще более туманными из-за резкого снижения объемов экспорта и импорта в марте. По сравнению с мартом 2013 г. экспорт снизился на 6,6%, хотя, по прогнозам, его рост должен был превысить 4%, импорт же в годовом исчислении сократился на 11,3%. Но, по мнению некоторых экономистов, реальная картина может быть не такой разочаровывающей, как показывает статистика.

Специалисты предупреждают, что данные сложно интерпретировать, а в сравнении с прошлогодними они выглядят очень слабо. Как подозревают аналитики, китайская статистика по экспорту была завышена в начале 2013 г.: многие компании тогда использовали фальшивые экспортные счета-фактуры, чтобы переводить в страну деньги (часто для инвестиций), уклоняясь от правил, регулирующих движение капитала. Власти раскрыли эту практику прошлой весной, поэтому данные по внешней торговле за март 2013 г. могут быть серьезно завышенными. Эндрю Тилтон, экономист Goldman Sachs в Азии, называет именно эту практику главной причиной плохих данных по внешней торговле. По его словам, объем импорта, который, по прогнозам, в марте должен был вырасти на 3%, в прошлом тоже мог быть завышен.

В последнем отчете резко снизились цифры по экспорту в Гонконг (именно их часто завышали). Это позволяет предположить, что практика фальсификации торговой статистики прекратилась. Если не учитывать данные по экспорту в Гонконг и Тайвань, окажется, что объем продаж в другие страны вырос на 7%, отмечает Джулиан Эванс-Притчард, аналитик Capital Economics по Китаю. «Это говорит о том, что нынешние данные не столь пессимистичны, как выглядят на первый взгляд», - полагает он.

Даже без учета проблем со статистикой данные по торговле Китая в I квартале часто искажаются из-за праздников, связанных с китайским Новым годом, которые выпадают на конец января и начало февраля. Шуан Дин, экономист Citigroup в Гонконге, тоже считает, что ситуация с экспортом не настолько плохая, как кажется. «Я не волнуюсь по поводу экспорта, - говорит он. - Большее беспокойство вызывает импорт. Ухудшающиеся условия кредитования продолжают наносить ущерб внутреннему спросу, особенно инвестициям».

В марте положительное сальдо внешнеторгового баланса Китая составило $7,7 млрд, тогда как в феврале оно было отрицательным - дефицит составил $22,98 млрд. Но данные за март все равно оказались ниже ожидаемых, что добавляет опасений по поводу состояния экономики Китая. Аналитики в течение нескольких месяцев предсказывали, что восстановление экономик развитых стран положительно скажется на экспорте Китая, но пока этого не произошло. «Внутренний и внешний спрос остается слабым, - отмечает экономист HSBC Ма Сяопин. - Восстановление [экономик] главных торговых партнеров Китая - США, Европы и Японии - оказалось не таким значительным, как ожидалось».

Темпы экономического роста Китая в I квартале этого года практически наверняка были медленнее, чем в IV квартале 2013 г., считает Ма. Признаки замедления экономики заключаются не только в снижении объемов экспорта: промышленное производство растет самыми низкими темпами с 2009 г., а розничные продажи - с 2012 г.

Выступая в четверг на Азиатском экономическом форуме в китайском городе Боао, премьер госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул, что правительство не будет паниковать по этому поводу. «Давление в сторону замедления темпов экономического роста остается, - сказал он. - Мы не можем недооценивать эти сложности. Мы не будем прибегать к мощным краткосрочным мерам по стимулированию экономики только из-за временных экономических колебаний».

Однако правительство не бездействует. Растет риск того, что в этом году не удастся достичь запланированного экономического роста на уровне около 7,5%. Поэтому власти активизировали расходы и занялись строительством пяти новых железнодорожных линий в отдаленных районах страны. Также пока неясно, будет ли Центральный банк Китая смягчать денежную политику.

Курс юаня к доллару США с середины февраля опустился более чем на 2% после того, как устойчиво рос в течение долгих лет. Это делает экспортную продукцию Китая более конкурентоспособной. Но Шуан Дин из Citigroup отмечает, что на заключение торговых контрактов уходит несколько месяцев, поэтому изменение валютного курса не могло повлиять на мартовскую статистику.

Перевел: Алексей Невельский