Развивающиеся страны составили уже половину мировой экономики, но лидерами в ближайшие годы будут развитые

Рассматривать развивающиеся экономики как однородный блок больше смысла не имеет, поскольку они сильно различаются по экономическим характеристикам и опыту преобразований

Недавно МВФ опубликовал полугодовой доклад о глобальных экономических перспективах; его главный тезис заключается в том, что восстановление мировой экономики ускоряется, но темпы пока недостаточны, чтобы говорить о ее полном выздоровлении. Мировой ВВП, как ожидается, в текущем году вырастет на 3,6%, в 2015 г. - на 3,9%. Среди крупнейших экономик лидером роста будут Соединенные Штаты, ВВП которых увеличится на 2,8 и 3% соответственно. Монетарная политика ФРС будет постепенно возвращаться к традиционным формам. Однако заметим: прежде чем рассматривать возможность первого повышения ставок, председатель ФРС Джанет Йеллен желала бы видеть значительно более выраженное улучшение ситуации на рынке труда США.

Повышение прогноза по Великобритании оказалось самым значительным среди стран «большой семерки» - фонд признает, что ранее недооценил перспективы восстановления британской экономики (ожидается 2,9% в текущем году). Монетарная политика Великобритании оказалась не столь жесткой, и ее стимулирующий характер в сочетании с ослаблением фунта стерлингов способствовал выходу экономики страны из длительного периода стагнации. На определенном этапе (скорее раньше, чем позже) Банку Англии придется задуматься о повышении процентных ставок, поскольку бум на рынке жилья игнорировать нельзя; без скорейшего принятия регулирующих мер существует риск образования пузыря. Через семь лет после начала финансового кризиса остается только сожалеть, что закон циклического развития рынка (финансовый пузырь надувается, а потом неизбежно лопается) все еще сохраняет силу.

По мнению МВФ, рост экономики еврозоны в этом году едва превысит 1% - недостаточно для того, чтобы существенно изменить ситуацию с безработицей, измеряемой двузначными цифрами. Такой рост не позволит преодолеть и дальнейшее увеличение долговой нагрузки на бюджет многих стран валютного альянса.

Для экономики этих государств растущее соотношение госдолга и ВВП представляет проблему на долгосрочную перспективу, для решения которой потребуется, по-видимому, радикальная реструктуризация долга (в той или иной форме). Основная проблема, стоящая перед ЕЦБ, заключается в дефляции, или «ультранизкой инфляции» (low-flation), как обозначает ее МВФ. И в самом деле, большинство ведущих экономик еврозоны столкнулось с ситуацией, когда инфляция не только оказалась ниже установленных центробанком целевых показателей, но и продолжает замедляться. По последним данным, для борьбы с дефляционными рисками ЕЦБ рассматривает различные инструменты монетарной политики, в т. ч.: отрицательные ставки по депозитам; нестерилизованная покупка государственных облигаций; смягчение кредитной политики, предусматривающее введение схемы «финансирование в обмен на кредитование», практикуемой Банком Англии (ЦБ предоставляет фондирование тем банкам, что увеличивают кредитование бизнеса), либо выкуп у банков еврозоны плохих кредитов; и, наконец, непосредственно количественное смягчение.

Однако основную проблему представляет состояние самого банковского сектора еврозоны, поэтому программа количественного смягчения по аналогии с той, что проводит ФРС США, здесь не сработает; не говоря уже о том, что в случае с ЕЦБ любые разговоры о запуске программы количественного смягчения наталкиваются на сложную юридическую казуистику. Темпы роста денежной массы в еврозоне остаются низкими, а объем кредитования частного сектора сокращается. Банки испытывают давление со стороны ЕЦБ, который вынуждает их принять меры по снижению долговой нагрузки и очистке баланса перед очередным стресс-тестом, который планируется провести в течение года. Банки еврозоны также нуждаются в реструктуризации и рекапитализации - без этого может сформироваться сеть «зомби-банков», а вслед за ней - и целая «зомби-экономика». Еврозона рискует повторить опыт Японии с ее потерянными десятилетиями. Без тщательно подготовленных фискального и банковского союзов, в рамках которых Германия согласилась бы взять на себя часть коллективных обязательств, под вопросом оказывается жизнеспособность самой еврозоны в долгосрочной перспективе. Пока валютный союз не имел особого экономического успеха: его существование привело лишь к дефляции, полудепрессивному состоянию экономики и долговой ловушке, в которой оказалось большинство стран еврозоны.

Крупнейшей развивающейся экономике, китайской, в текущем году удастся достигнуть официального целевого показателя роста ВВП в 7,5%, считает МВФ; в то же время последние статданные из Китая можно интерпретировать, по мнению некоторых экспертов, как сигнал о снижении экономической активности. Власти страны недавно объявили о «мини-фискальном стимулировании» бюджета, которое должно помочь в достижении целевых темпов роста. Однако главная проблема Китая - кредитный пузырь. Отношение долга к ВВП в Китае достигло небывалой величины - 230%. В начале года случился первый корпоративный дефолт; вероятность того, что за ним последуют и другие, оказывает давление на китайскую банковскую систему. Перед регуляторами стоит сложная задача - достичь целевого показателя экономического роста и при этом постепенно «сдуть» кредитный пузырь.

Прогнозы МВФ предусматривают, что в 2014 г. темпы роста развивающихся экономик достигнут 4,9%, а в 2015 г. - 5,3%. Отметим, что на них приходится 50% мирового ВВП и две трети роста глобальной экономики. С точки зрения инвесторов, рассматривать развивающиеся экономики как однородный блок больше смысла не имеет, поскольку они сильно различаются по экономическим характеристикам и опыту преобразований. Кроме того, некоторые экономики уже нельзя отнести к категории развивающихся. Недавно мы наблюдали, какое давление почувствовали на себе валюты «хрупкой пятерки» (Бразилии, Индонезии, Индии, Таиланда и ЮАР) из-за растущего дефицита счета текущих операций. Последствия сворачивания программы количественного смягчения ФРС привели к волатильности трансграничных потоков капитала и заставили центральные банки некоторых развивающихся стран повысить процентные ставки (что не очень хорошо для роста) и/или провести интервенции на валютных рынках. В России рост экономики значительно замедлился, а курс рубля к доллару не так давно опустился до рекордных минимумов. На определенном этапе процентные ставки должны будут упасть - это позволит экономике начать восстанавливаться. МВФ прогнозирует, что рост российского ВВП ускорится до 2,3% в 2015 г. против 1,3% в текущем году. Фонд предупреждает, что ухудшение мировой финансовой конъюнктуры (как и разворот потоков капиталов) может оказать давление на инвестиции в развивающиеся экономики. Основной призыв МВФ к правительствам этих стран - «наведите порядок в своем доме».

Некоторые исследователи говорят о том, что в действиях регулирующих органов различных стран мало согласованности, а международная финансовая система нуждается в реформировании. И они правы. Развивающиеся экономики приобрели уже довольно серьезное экономическое влияние, но интересы США не должны быть для них отправной точкой при формировании своей экономической политики, поскольку следует признать, что центр тяжести глобальной экономики сместился с запада на восток. Настало время прислушиваться к голосу востока - время, когда международная монетарная система должна быть реформирована в соответствии с глобальными экономическими реалиями.

Автор - аналитик по макроэкономической стратегии «ВТБ капитала»