Экономические санкции ударят в основном по негосударственному сектору российской экономики

Рост доходностей облигаций российских эмитентов сделает вложения в них более выгодными - но это касается прежде всего крупнейших компаний с госучастием

Введение санкций и снижение кредитных рейтингов России приведет к тому, что стоимость размещения российских компаний на рынках может возрасти сразу на несколько процентов - им придется больше платить иностранным инвесторам за их финансовое расположение. Это автоматически сделает инвестиции в российские бумаги более выгодными, так как их доходность будет в несколько раз превышать доходность аналогичных инструментов на внутренних европейских рынках и, что важнее, китайских. Рынок покупателя превратится в рынок продавца: на облигации российских госкомпаний, эмитентов с приемлемым риском, найдется немало желающих.

При этом, если стоимость кредитования на привычных для нас европейских и американских рынках значительно вырастет из-за санкций, высока вероятность ухода крупнейших российских эмитентов на альтернативные азиатские (преимущественно китайские) рынки. Правда, это касается только голубых фишек, о компаниях второго-третьего эшелона без госучастия (таких, как, например, «Детский мир», недавно отложивший IPO) говорить не приходится - им, вероятно, придется привлекать средства на внутреннем рынке.

Нельзя сказать, что для российских голубых фишек возросшая стоимость размещения будет критична: сейчас у крупнейших российских госкомпаний высокий уровень финансовой устойчивости, и вопрос стоимости обслуживания долга в краткосрочном периоде для них не является ключевым. Например, для «Газпрома» нагрузка по обслуживанию процентов незначительна: по МСФО за девять месяцев 2013 г., EBITDA составляет 1494 млрд руб., а сумма уплаченных процентов по совокупному долгу - 67 млрд руб. Закредитованность «Газпрома» не высока: отношение чистого долга к EBITDA равно 77,5%. Иными словами, возможное повышение стоимости кредита на 1-2% вряд ли заставит «Газпром» отказаться от заимствования на европейских рынках.

В случае роста ставок размещения на Западе более дешевые азиатские рынки автоматически станут гораздо более привлекательными, даже несмотря на отсутствие налаженных связей в этом регионе, и, как следствие, более длинную процедуру листинга.

Исторически российские эмитенты размещаются на европейских либо американских рынках, которые лучше понимают риски отечественных компаний. Закономерно, что корпоративное управление и порядок раскрытия информации российских компаний адаптирован под требования именно западных бирж, и потребуется некоторое время для приведения их в соответствие с требованиями азиатских площадок. Однако этот процесс не будет слишком трудоемким, поскольку требования к эмитентам в Китае мягче европейских и при этом отчасти повторяют требования британского права.

Еще одной сложностью может стать российская юрисдикция: сейчас для выхода российских компаний на биржу, например, в Гонконге ЦБ РФ должен обеспечить присоединение России к меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Но здесь нет ничего невозможного.

Сейчас из российских компаний в Гонконге торгуются только акции UC Rusal, которая размещалась как компания, зарегистрированная на острове Джерси. В 2009 г. UC Rusal разместила 10% акций на $2,23 млрд, в самый разгар кризиса, при этом капитализацию всей компании инвесторы оценили в $21,05 млрд. Известно, что с тех пор цена акций UC Rusal значительно снизилась, причина кроется в понижательном тренде на рынке сырьевых активов; маловероятно, что в дальнейшем этот опыт оттолкнет китайских инвесторов.

В целом азиатские рынки стали проявлять гораздо больший интерес к российским эмитентам, и он будет еще выше в условиях повышения доходности. Учитывая, что размещение на китайских площадках будет дешевле, а Китай не планирует введения санкций против России, возможна ответная любовь со стороны российских компаний.

Однако условия размещения на китайских рынках не будут касаться компаний, не пользующихся господдержкой, в первую очередь компаний второго-третьего эшелона. Для них доступ на международные рынки капитала может быть сильно затруднен, поскольку их риски значительно возрастут ввиду менее прочного финансового положения, а также из-за ухудшения экономической ситуации в России, вызванного продолжающимся снижением объемов инвестиций в основной капитал, возросшим оттоком капитала и резкой девальвацией рубля.

Фактически единственным источником привлечения капитала для компаний второго и третьего эшелонов останется внутренний рынок, и скорее всего для большинства компаний стоимость обслуживания долга повысится. Отчасти проблему может решить докапитализация банков и смягчение требований для получения госгарантий, которые сейчас обсуждаются в правительстве. Однако, учитывая более высокую чувствительность компаний второго-третьего эшелона к стоимости обслуживания долга, закрытие европейских рынков может, даже при поддержке российского правительства, привести к еще более значительному ухудшению их финансового положения.

Автор - заместитель председателя правления Росинтербанка