Греф: Мне экономическая политика правительства до конца не понятна

Участники насыщенной панельной сессии Сбербанка высказались за развитие малого бизнеса как важнейшее направление государственной политики, как способ повышения конкурентоспособности российской экономики
Татьяна Воронова/ Ведомости

Панельная сессия Сбербанка на тему «Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы» оказалась самой популярной на Петербургском экономическом форуме в четверг - большой зал пленарных заседаний был почти полон. Сессию вел лично президент Сбербанка Герман Греф.

После короткого вступительного слова Грефа участникам дискуссии показали ролик, подготовленный Сбербанком, о причинах замедления российской экономики. После этого Греф продемонстрировал результаты опроса профессионалов об экономической политике России - о том, насколько она понятна. Греф отметил результаты: только 30% опрошенных считают, что у России вообще нет четкой экономической политики, а около 70% считают, что политика есть и что цели этой политики понятны.

Показав результаты и подчеркнув, что вопросы задавали только профессионалам, Греф признался, что ему лично экономическая политика правительства России до конца не понятна: «Мне не понятна экономическая политика не только в ее провозглашенном виде, но и в ее проводимом [виде]».

Греф охарактеризовал падение темпов экономического роста в России как «драматическое» и констатировал, что в этом году Россия столкнется со стагнацией. «Мы прогнозируем, что рост составит от минус 0,5 до плюс 0,5%. Но это статистическая погрешность. Украинская ситуация повлияла на нас больше, чем мы предполагали. Отток капитала за 2014 г. - $65 млрд, это рекордный показатель. Инвестиции в основной капитал снизились на 4,5%. Я не помню, когда такое было», - подчеркнул президент Сбербанка.

Греф попросил министра экономического развития Алексея Улюкаева ответить на тот же вопрос, который был задан в опросе Сбербанка. Улюкаев ответил вопросом на вопрос: «А что такое экономическая политика? Это заявленные цели или их неуклонное достижение?» «Заявленные нами стратегии и планы очень правильные, очень хорошие стратегии развития отдельных отраслей, однако на деле все эти меры не реализуются», - подчеркнул Улюкаев и привел цитату историка Николая Карамзина: «Жесткость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения».

Улюкаев назвал примеры такой непоследовательности. Государство обещает снижать административную нагрузку на бизнес, но постоянно принимает новые законы и предъявляет новые требования, причем под благовидными предлогами защиты безопасности и охраны окружающей среды. Говорится о развитии малого бизнеса, но принимается решение повысить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей; есть обещание не поднимать налоговую нагрузку, но под разными предлогами нагрузка так или иначе возрастает, перечислил министр. «Мне кажется, вот этот разрыв между правильно продекларированными целями и далеко не всегда им соответствующей практикой у бизнеса порождает неуверенность: точно ли я понимаю это правительство или мне нужно заложиться на то, что реализация правильных целей пойдет вразрез с их формулировкой», - считает Улюкаев.

Он объяснил логику чиновников: «Почему чиновник не спешит принять решение в пользу бизнеса? Потому что думает, что если принял решение в пользу бизнеса, то значит, оно не в пользу государства». Этот подход надо менять, подчеркнул он.

Снижение нагрузки от регулирования - основной приоритет для повышения экономического роста, решила большая часть участников пленарной сессии: Алексей Кудрин, Алексей Улюкаев, Антон Силуанов, а также приглашенные иностранные экономисты. «Мы каждый год увеличиваем регулятивное давление на бизнес. И я уже не говорю про “подковерные” издержки, только легальные», - критиковал чиновников Улюкаев. "Нужно регулировать то, что нужно регулировать; дерегулировать то, что не надо регулировать; и не перепутать одно со вторым", - резюмировал он.

Главное для России - не изолировать себя, посоветовал председатель GlobalCounsel, бывший министр Великобритании по делам бизнеса и еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон: считать, что если она не может теперь привлечь ресурсы на внешних рынках, ей надо искать внутренние источники, в том числе пытаться их достать в Минфине. В России нет сил, готовых изолировать Россию, успокоил его советник президента Сергей Глазьев. Глава Роснано Анатолий Чубайс ему возразил: "Глазьев таких сил не видит. А я как раз вижу", - заметил он.

В конце сессии слушателям в зале был предложен для голосования вопрос: «Выберите главное направление государственной политики для повышения конкурентоспособности российской экономики». 35% высказались за развитие малого бизнеса, по 20% - за диверсификацию экономики и развитие рыночных институтов, и лишь по 5% - за рост социальных расходов и активизацию экономических связей с Востоком. «России не нужно отклоняться радикальным образом от сложившегося вектора развития», - констатировал Греф. По его мнению, России нужно разбираться с внутренними причинами спада, а «каких-то фантастических рецептов разворота нашей политики в какую-то неизведанную сторону не существует. В поиски третьего пути в основном бросаются те, кто не знает первых двух».