Аналитики Сбербанка: Российский бюджет не переживет снижения цен на нефть до $80 за баррель

Если нефть подешевеет до $80 за баррель, резервов хватит на полтора года, а экономика остановится на несколько лет, считает Центр макроэкономических исследований Сбербанка
SMARTMONEY

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка проанализировал перспективы федерального бюджета до 2020 г., выявив три вероятных сценария. Все они предвещают ему переход в новое состояние - рост дефицита, долговой нагрузки или кризис. Российский бюджет справится с ростом госрасходов, но снижения цен на нефть до $80/барр. не переживет.

Несмотря на формально безопасное состояние госбюджета - крайне низкий дефицит, незначительный госдолг (9,5% ВВП) - замедление экономики уже привело к тому, что доходов не хватает на финансирование всех обещаний и амбициозных проектов. По прогнозу ЦМИ, стагнация продлится два года: рост экономики в 2014 г. будет нулевым, в 2015 г. - 0,5%. Бюджетное правило, которое периодически пытаются отменить, уже пришлось скорректировать: из-за недобора ненефтегазовых доходов в 2013 г. на финансирование обязательств были направлены нефтяные доходы сверх нормы, установленной правилом; то же самое, согласно поправкам в бюджет, произойдет и в 2014 г.

Вероятность того, что экономика, преодолев стагнацию 2014-2015 гг., продолжит расти низкими темпами - порядка 1,5% в год в перспективе до 2020 г., достаточно высока: такой вариант в ЦМИ считают базовым, или наиболее вероятным, сценарием. Ему соответствует сохранение относительно комфортного уровня цен на нефть - $105/барр. в 2015 г. и $104/барр. в 2016-2020 гг., умеренная инфляция (5-6%) и плавное ослабление рубля (до 41,2 руб./$ к 2020 г). В этом случае даже при сохранении текущего уровня госрасходов в 20-21% ВВП (что предполагает их ежегодное повышение в соответствии с приростом номинального ВВП) сохранить бюджетное правило, удержав дефицит в пределах 1% ВВП, не удастся: доля ненефтегазовых доходов будет стагнировать, а нефтяных - сокращаться, если не произойдет более значительного ослабления рубля. Дефицит бюджета к 2020 г. возрастает до 3%, объем госдолга для его финансирования - до 20% ВВП. Оба параметра не выглядят критичными, но с текущих позиций могут восприниматься как неприятные, и не зря, говорит директор ЦМИ Юлия Цепляева: «Для большинства стран бюджет - важный элемент, а для России - ключевой, т. к. у нас все завязано на государство. Переход к дефицитному бюджету после 10 лет бюджетной стабильности - это серьезно, это качественное изменение ситуации».

Согласно второму сценарию дефицит будет еще выше: правительство идет на повышение госрасходов. Это тоже очень вероятно: могут возрасти расходы, связанные с присоединением Крыма, выполнение социальных указов президента потребует увеличить трансферты регионам, геополитическая ситуация не позволит экономить на обороне и безопасности, а реализация масштабных инвестпроектов снова выльется в дополнительные бюджетные траты. В этом случае повышение расходов до порядка 22% ВВП приведет к росту дефицита бюджета до 5%, а госдолга - до 26% ВВП к 2020 г. Повышенные расходы бюджета помогут подстегнуть экономический рост, но незначительно - до 2-2,3%, что тем не менее позволит притормозить расширение дефицита. Увеличение дефицита и долговой нагрузки потребуют серьезной бюджетной дисциплины. «Другие страны могут себе позволить волатильность бюджетной политики, мы - нет, - считает Цепляева. - Наш якорь - прежде всего бюджетная политика: инфляция не так опасна: при низких темпах роста она замедлится, от экономики ждать чудес не приходится - ее потенциал 2-3% роста. А вот метания в погоне за прекрасным вызывают беспокойство: ситуация недостаточных улучшений может перерасти в ситуацию высоких рисков».

Самым очевидным риском и сильнейшим шоком для бюджета станет падение цен на нефть. В стрессовом сценарии ЦМИ предполагает их снижение до $80/барр. во второй половине 2015 г. и последующую стабилизацию на этом уровне до 2020 г. Помимо прямого эффекта - падения нефтяных доходов из-за сокращения экспортных поступлений, а также падения ненефтяных доходов из-за спада экономики (ВВП сократится, по расчетам ЦМИ, на 2% в 2015 и еще на 3% в 2016), бюджет сталкивается еще с одной проблемой - необходимостью повысить расходы для соцзащиты населения и удорожанием обслуживания госдолга. Возможностей для новых займов на внутреннем рынке практически не будет, поэтому будет расти внешний долг; совокупная задолженность госбюджета увеличится до почти 40% ВВП. Это при условии, что половина дефицита, который достигнет 7-8% ВВП, будет профинансирована средствами суверенных фондов: их хватит на полтора года. Высокий дефицит, отсутствие резервов и быстрый рост госдолга приведут к лишению России инвестиционного рейтинга, что сделает финансирование дефицита еще более дорогим. Бюджетный кризис станет хроническим, и выход из него потребует коренного изменения бюджетной и налоговой политики. Экономика фактически остановится на несколько лет: возобновившийся в 2018 г. рост останется на уровне 0,5% до конца прогнозируемого периода (до 2020 г.).

Этот сценарий тоже вероятен, хотя и в гораздо меньшей степени, чем первые два, говорит Цепляева. Рост сланцевой добычи, отмена запрета экспорта энергоносителей в США могут привести к перебалансировке мирового энергорынка и переходу цен на новый уровень. А недавние геополитические события показывают, что помимо экономических мотивов есть и политические, напоминает Цепляева. Но как-то подготовить бюджет к такому варианту развития событий невозможно и небезопасно, считает она: снижать расходы - нереалистично, а при торможении экономики и неоправданно. Негативный результат подобных усилий может превзойти возможные выгоды от того, что бюджет встретит кризис подготовленным. Нужно очертить правила игры и строго им следовать, определив приоритеты и честно сказав, что можно себе позволить, а что - нет, считает Цепляева: можно и нужно финансировать инфраструктуру, можно использовать для этого накопленные резервы, но необходимо понимать, что прежние времена, позволившие эти резервы накопить, уже не вернутся.