Жадность на рынках сейчас превалирует над страхом

На фоне роста рынков одно важное событие оказалось на периферии внимания участников рынка: уровень волатильности находится на многолетнем минимуме

В последние месяцы на мировых фондовых рынках происходят довольно интересные события. Целый ряд индексов обновил свои исторические максимумы. Среди них прежде всего индексы развитых стран. В июне немецкий DAX впервые в истории превысил 10 000 пунктов. Рекордных значений достигли французский CAC и FTSE All-World. Индикаторы американского рынка Dow Jones и S&P 500 уже десятки раз обновили абсолютные максимумы. Последний на расстояние шага приблизился к психологическому уровню в 2000 пунктов. Причина этого кроется в низких ставках и программах стимулирования экономики Федеральной резервной системой США. Базовая ставка Федрезерва уже несколько лет составляет 0-0,25%, и доходность американских казначейских облигаций мало отличается от нуля. В то же время возросшая ликвидность в мировой финансовой системе ищет «точки приложения» с более высокой доходностью. Как мы видим, она их нашла на фондовых площадках западных стран. В последние годы большое количество фондов (да и физических лиц) активно вкладываются в американский и европейский фондовый рынки; это оказалось грамотной инвестицией - они принесли им доходность в 15-20% в 2012-2013 гг., 8% за первое полугодие 2014 г.

На фоне роста рынков одно важное событие оказалось на периферии внимания участников рынка: уровень волатильности находится на многолетнем минимуме. Индекс волатильности чикагской биржи CBOE (рис. 1) составляет 10,8 пункта - в разы меньше, чем в кризисных 2008-2009 годах, в мае 2010 г. (когда на биржах царили опасения, связанные с европейскими долговыми проблемами) или в августе 2011 г. (агентство S&P снизило рейтинг США).

Рис.1. Индекс волатильности чикагской биржи CBOE

Снизилась и внутридневная волатильность. Мы посчитали количество дней, когда волатильность пяти ключевых индексов (Dow Jones, NASDAQ, S&P 500, Dax, Eurostoxx) была меньше текущей. В 2008-2011 гг. таких дней не было, в 2012 г. их было всего два - в остальные дни волатильность была выше. Но в 2013 г. было 47 случаев минимальной волатильности, а за первое полугодие 2014 г. набралось уже семь таких случаев (рис. 2). Таким образом, на минимальном уровне находится не только VIX, но и внутридневная волатильность.

Рис. 2. Количество дней по годам, когда внутридневная волатильность была меньше текущей (для пяти ключевых фондовых индексов)

Источник: Расчеты Nord Capital

Это объясняется тем, что за последние три года будоражащих рынки событий не происходило. ФРС США постепенно сворачивает программу количественного смягчения, внимательно следя за реакцией рынков на этот процесс. Инвесторы не ожидают потрясений - именно об этом говорит планомерное снижение VIX. Впрочем, как показывает практика, ситуация на рынках может меняться стремительно - достаточно лишь «триггера» (спускового крючка) для резкого движения рынка, при этом уровень волатильности возрастет в разы. Исторически «триггеры» случаются раз в 5-7 лет.

Согласно пословице, страх и жадность правят рынками. В разное время рынок в своей динамике руководствуется то первым фактором, то вторым. Как мы видим, на текущий момент показатель страха находится на минимальных уровнях, в то же время жадность превалирует. Но сколько еще продлится гегемония «жадности», предсказать сложно.

Автор - старший аналитик ИГ «Норд-капитал»