Путин решит судьбу офшоров

Президенту может быть предложено выбрать между двумя подходами к борьбе с офшорами. Бизнес хочет смягчить закон о контролируемых иностранных компаниях, Минфин против
Чиновники ждут от бизнеса налогов с иностранных структур/ Valentin Flauraud/ Reuters

Сегодня президент Владимир Путин проведет совещание с членами правительства, на котором будет обсуждаться деофшоризация, сообщила пресс-служба Кремля. Одним из основных вопросов станет антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК), рассказали «Ведомостям» несколько чиновников и президент РСПП Александр Шохин. Путин поручал принять закон до 1 июля, но до сих пор ведомствам не удалось договориться между собой и с бизнесом. Вчера прошло очередное совещание в Минфине, рассказали чиновники.

Минфин подготовил проект еще в марте, в конце весны отправил в правительство еще более жесткую версию закона. Крупный бизнес пожаловался премьеру Дмитрию Медведеву и тот поручил Минфину пойти на уступки. Но уступки, по мнению бизнеса, оказались незначительными. РСПП предложит свою версию закона, говорит Шохин. Документ РСПП (копия есть у «Ведомостей») основан на проекте Минэкономразвития и напоминает первоначальный вариант Минфина, рассказал Шохин.

Бизнес против Минфина

Закон о КИК обязывает граждан и компании платить налог с прибыли их иностранных структур, если она не распределяется в виде дивидендов: юрлиц - по ставке 20%, физлиц - 13%. РСПП предлагает снизить ставку до 9% - облагать эту прибыль не как доход, а как нераспределенные дивиденды.

Также РСПП не согласен с подходом Минфина к перечню стран, на компании из которых нужно распространять закон. Изначально Минфин хотел создать черный список таких юрисдикций. Затем концепция изменилась - предлагается составить белый список стран, освобожденных от налога: они должны сотрудничать с ФНС, а эффективная ставка налога на прибыль для конкретной компании не должна быть ниже 75%. В результате закон коснулся бы не только офшоров или таких низконалоговых стран, как Люксембург и Кипр, но и юрисдикций с высокими налогами, если они предоставляют инвесторам льготы.

РСПП в своем проекте предлагает вернуться к черному списку. Универсальных критериев формирования этого списка быть не должно, считает Шохин, надо решать по ситуации: если из статистики видно, что российские деньги начали массово перемещаться в новую юрисдикцию, на нее и надо распространить налог. Даже если в список войдут Кипр и Люксембург, бизнес готов с этим смириться - главное, что компаниям будет проще отчитываться, говорит один из членов бюро правления РСПП. Не нравится бизнесу и идея с эффективной ставкой. Рассчитать ее очень сложно, а это придется делать самому налогоплательщику, возможны ошибки и претензии налоговиков, объясняет Шохин.

По той же причине РСПП предлагает отказаться от идеи Минфина рассчитывать прибыль отдельно по пассивным и активным доходам (активные доходы можно уменьшать на инвестрасходы). Технически это сложно, надо считать прибыль в целом, полагает РСПП.

Если не согласятся принять этот вариант, РСПП будет просить президента на первом этапе распространить закон только на физических лиц, а не на компании, рассказал Шохин. Начинать действительно лучше с введения антиофшорных правил для физических лиц, а когда система будет опробована, переходить к юрлицам, говорил ранее сотрудник ФНС: логика проекта правильная, но администрирование потребует огромных ресурсов.

Эти предложения Минфин отверг и на совещании у президента будет жестко стоять на своем, говорят два федеральных чиновника, знакомых с позицией министерства.

Уступки Минфина

Минфин считает, что и так пошел на большие уступки. Изначально чиновники хотели взимать налог со всех российских акционеров, владеющих более 10% в капитале иностранной компании. Но на переходный период (может продлиться от года до двух лет) ведомство готово сузить применение закона: порог - 50%; будут также учитываться акционерные соглашения, рассказывают сотрудники Минфина. Затем порог снизится до 25% либо будет введена американская модель: 10%, но 50% компании должно принадлежать российским акционерам.

Также в законопроекте Минфина повышен порог владения, начиная с которого нужно уведомлять Федеральную налоговую службу. Первоначальный вариант был 1%, на прошлой неделе Минфин был готов повысить его до 10%, рассказывал «Ведомостям» чиновник финансово-экономического блока. На вчерашнем совещании было решено на переходный период повысить порог до 25%, говорят два чиновника, затем он будет снижен до 10%.

Кроме того, Минфин готов освободить от налога СРП (соглашения о разделе продукции, см. врез), которые российские сырьевые компании заключают с иностранными государствами, рассказывает чиновник финансово-экономического блока правительства. СРП - особая форма, по сути, делится не прибыль, а продукция, поэтому исключение возможно, объясняет он.

По СРП компания вкладывает в разработку месторождения, а затем сырье делится между инвестором и иностранным государством - полученная продукция должна окупить первоначальные инвестиции, объясняет партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Во многих случаях налоги по СРП рассчитываются по особым правилам, установленным соглашением, и выполнение правил КИК может столкнуться с техническими сложностями, добавляет партнер PwC Екатерина Лазорина. Например, неясно, как в некоторых случаях рассчитать эффективную ставку налога на прибыль: его вообще может не быть либо эффективная ставка будет давать некорректную информацию.

Минфин придумал и поощрительные меры для тех, кто хочет перевести бизнес в Россию: при реорганизации можно принять новые активы на баланс не по рыночной, а по балансовой стоимости - тогда бумажной прибыли не возникнет и налог на доходы с капитала (capital gain) придется платить только после продажи актива, разъясняет чиновник.