Замораживание пенсионных накоплений усложнит жизнь самому правительству

Решение правительства заморозить пенсионные накопления на 2015 г. может не только закрыть рынок облигаций для крупных компаний, но и усложнить заимствования самому правительству
Социальный блок правительства (вице-премьер Ольга Голодец справа, министр труда Максим Топилин слева) одержал победу над финансовым/ Александр Астафьев/ ИТАР-ТАСС

На пенсионные деньги приходится 20-30% спроса на облигации, и даже та сумма, что уже есть в рынке, довольно заметна. «Хотя пенсионные фонды сейчас активно размещаются на банковских депозитах, эти договоры периодически закрываются, и тогда деньги выходят на рынок, кроме того, у них были погашения инструментов, и они активно участвовали, когда у нас было 2-3 месяца нормального рынка», - отмечает руководитель управления долгового рынка Росбанка Антон Кирюхин.

Правительство приняло окончательное решение заморозить пенсионные накопления граждан в 2015 г., объявил вчера министр труда Максим Топилин (см. статью на стр. 01). Это станет серьезным ударом по фондовому рынку, особенно долговому.

Это лишает частные фонды 400-450 млрд руб., говорит заместитель гендиректора УК «Паллада эссет менеджмент» Александр Баранов. С учетом ВЭБа сумма возрастает примерно до 550 млрд, подсчитала Национальная лига управляющих (НЛУ). Всего, по ее оценке, с учетом возможного замораживания возврата накоплений за вторую половину 2013 г., перевода в баллы накоплений 2014 г. и замораживания 2015 г. рынок недополучит 1,2-1,3 трлн руб. (см. график).

«Накопления в отличие от другой ликвидности обладают ограниченными возможностями размещения, так что бумаги второго эшелона с относительно высокими надежностью и доходностью как раз для них - чтобы «купить и держать», и больше всего от происходящего будут страдать новые выпуски», - говорит управляющий директор УК «Велес менеджмент» Станислав Бродский.

Денежные власти вполне это сознают. «Одновременное ограничение инвестиционного потенциала пенсионной системы на фоне сжатия кредитования со стороны внешнего рынка ведет к резкому росту процентных ставок на рынке облигаций, что скажется на экономической активности и потерях бюджета при привлечении заимствований на открытом рынке», - цитирует «Интерфакс» источник в Банке России.

«Эмитентам из второго эшелона сейчас очень сложно размещаться на рублевом рынке, для эмитентов из третьего эшелона, можно сказать, рынок закрыт. В основном на привлечение денег сейчас могут рассчитывать заемщики из первого эшелона, - говорит главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Евгений Смирнов. - К сожалению, эти деньги сложно чем-либо заместить, и перспективы компаний из 2-3-го эшелона в текущей ситуации, а также в условиях вероятного замораживания пенсионных денег выглядят крайне туманно».

Даже компании уровня «Башнефти» и «Еврохима» уже превращаются во второй эшелон, отмечают инвестбанкиры. «Сейчас второй эшелон - это уровень рейтинга ВВ, с ними более-менее можно работать, нерейтингованных компаний на рынке уже просто нет», - говорит Кирюхин.

«В любом случае рынок в будущем году похудеет с этим решением [о новой заморозке] на 20-30%, - считает президент НЛУ Дмитрий Александров. - Нерезиденты уходят, а отечественные компании скоро придут за замещением евробондов». По данным ЦБ, только небанковскому сектору до конца года предстоит погасить долговые бумаги на $48,8 млрд, а в 2015 г. - на $56,8 млрд.

О напряженной ситуации на долговом рынке говорит то, что даже Минфин третью неделю подряд отменяет аукционы по размещению ОФЗ «в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой». Запрос в Минфин остался без ответа.

«Эти [пенсионные] деньги очень важны для рынка ОФЗ и для корпоративных эмитентов, - сказал Баранов. - Если их не будет, корпоративные эмитенты и Минфин будут иметь проблемы с рефинансированием, потому что других инвесторов нет».