Доходность корпоративных бондов для российских заемщиков может вырасти еще на 2%

Если западным инвесторам запретят покупку долга российских госкомпаний, то их доходность может вырасти, а компаниям станет все сложнее находить источники финансирования
Максим Стулов/ Ведомости

Еврокомиссия предлагает ограничить доступ на европейский рынок для всех российских госкомпаний, сообщило Reuters со ссылкой на источники в дипломатических кругах Европы. Информацию «Ведомостям» подтвердили два чиновника Еврокомиссии, но это одна из идей, политическое решение не принято. Ранее - в конце июля - ЕС ограничил долговое финансирование сроком более 90 дней для пяти госбанков.

Ограничение коснется всех крупных российских заемщиков на внешнем рынке. «Основные заемщики - это как раз компании, которые могут оказаться под санкциями, а также те, кто уже находится под санкциями», - говорит директор глобального управления по работе на рынке акций «Ренессанс капитала» Максим Орловский. В зависимости от условий запрета (например, если он коснется компаний, в которых государству принадлежит более 50%) под новые санкции могут подпасть «Газпром», РЖД, «Совкомфлот», «Ростелеком», «Аэрофлот», «Алроса», энергетические компании, перечисляет Орловский. Среди небанковских корпоративных эмитентов в санкционных списках пока только две компании - «Роснефть» и «Новатэк».

Наиболее негативное влияние окажет ограничение на покупку ОФЗ, пишут аналитики Райффайзенбанка. Опасение оправданно, нерезидентам на 1 июля принадлежало 25,6% ОФЗ (945 млрд руб., данные ЦБ). До либерализации рынка в 2012 г. их участие было заметно меньше - 7%. В отдельных выпусках доля иностранцев превышает 50%, уточнил начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Воробьев. Среди ОФЗ есть выпуски, которые доразмещаются, и в этом случае отличить новые бумаги от старых невозможно, обращает внимание управляющий директор «Сбербанк CIB» Александр Кудрин: «Если будет введен запрет на покупку новых госбумаг европейскими инвесторами, непонятно, смогут ли они держать в портфеле подобные выпуски».

Цель - подготовить к пятнице новый пакет санкций, уточнил представитель Совета ЕС. Предложения Еврокомиссия должна представить сегодня. Среди них - ограничения на покупку российских облигаций и операции с производными инструментами. Идея отключить российские компании от системы SWIFT не обсуждается: она слишком радикальна, утверждает собеседник Reuters. С такой идеей выступал премьер Великобритании Дэвид Кэмерон.

Внешний долг госкомпаний - порядка $169 млрд (из них еврооблигаций - на $50 млрд), еще $138 млрд должны госбанки (из них еврооблигаций - на $35 млрд), посчитал на основании статистики ЦБ за I квартал старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков: «То есть почти по $100 млрд - долги в виде синдицированных кредитов и просто кредитов от банков у обеих категорий».

«Основной вопрос - на какой срок будут вводиться санкции, потому что на горизонте пары лет все компании вполне комфортно смогут обслуживать свои обязательства из внутреннего денежного потока», - говорит Бизиков и надеется на скорое снятие санкций, поскольку не полученные российскими компаниями кредиты - это в том числе и не заработанные европейскими банками проценты.

Из 945 млрд руб., которыми владеют нерезиденты, «может быть продано до двух третей», посчитали аналитики Райффайзенбанка. «Такой объем фактически невозможно распродать в короткий срок, так как ликвидность ОФЗ ограниченна», - возражает Кудрин. Но он согласен, что если нерезидентам будет запрещена покупка нового долга, то они постепенно сократят вложения в ОФЗ, как только будет позволять ликвидность. Он не берется прогнозировать рост доходности ОФЗ в случае введения новых санкций из-за низкой ликвидности на рынке гособлигаций. И ожидает дальнейшего снижения ликвидности на вторичном рынке, если нерезиденты потеряют возможность покупать ОФЗ.

В худшем сценарии доходность ОФЗ вырастет на 100-200 базисных пунктов (б. п.), пишут аналитики Райффайзенбанка, ссылаясь в расчетах на оценки ЦБ (при изменении вложений нерезидентов в ОФЗ на $1 млрд доходность длинных бумаг (более 10 лет) увеличится на 5-10 б. п., а среднесрочных (5-7 лет) - на 25-50 б. п.). «Я не видел документов о новых санкциях, но если такие инициативы существуют, то они достойны сожаления, - говорит замминистра финансов Сергей Сторчак. - Это противоречит работе группы G20, которая ранее занималась развитием долговых рынков разных стран».

Если западным инвесторам запретят покупку госдолга и долга госкомпаний, серьезно увеличится объем средств, которые надо будет рефинансировать из новых источников, указывает Орловский. «Нужно переориентироваться на стратегических инвесторов из Китая и отдельных инвесторов из арабских стран, но их можно пересчитать по пальцам», - сетует он. При таком сценарии Орловский ждет роста доходности корпоративных облигаций с погашением в 2019 г. еще на 2% в ближайшие три месяца. После введения запрета на покупку долга российских госбанков доходность их облигаций выросла на 1,5%.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)