В рейтинге мировой конкурентоспособности Россия по итогам 2013 г. поднялась сразу на 11 ступеней до 53-го места

В рейтинге мировой конкурентоспособности Россия по итогам 2013 г. поднялась сразу на 11 ступеней до 53-го места, совершив свой самый масштабный прорыв за все годы
Олимпиада могла помочь России улучшить конкурентоспособность экономики - пока в ожиданиях/ М. Стулов/ Ведомости

В рейтинге мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия поднялась с 64-го на 53-е место среди 144 стран. Это самый большой скачок России за все время ее участия в рейтинге (см. график).

Он составлялся на основе статистики за 2013 г. и опросов предпринимателей в начале 2014 г., еще до внешнеполитического кризиса.

Россия поднялась в рейтинге почти по всем направлениям, как по абсолютным (баллы), так и по относительным (места) показателям. Улучшилась институциональная среда - защита прав собственности и интеллектуальных прав, непредвзятость судебной системы, ситуация с коррупцией, прозрачность процесса принятия политических решений. Повысилось качество автомобильных и железных дорог, воздушного транспорта. Бизнес стал конкурентоспособнее, антимонопольная политика - эффективнее, торговые барьеры - ниже, а таможенные процедуры - проще. Улучшилась ситуация на рынке труда и на финансовом рынке: кредиты стали доступнее, получить финансирование на внутреннем рынке стало легче, производительность труда выросла. Улучшился доступ к новейшим технологиям и способность фирм к инновациям. Единственный блок индикаторов, который ухудшился, - макроэкономический, оцениваемый на основе статистики: из-за роста дефицита бюджета, снижения нормы сбережений, ускорения инфляции Россия опустилась с 19-го на 31-е место.

Бизнес стал позитивнее оценивать аспекты, связанные с инфраструктурой, образованием, конкуренцией, перечисляет куратор рейтинга в России, партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных: «Мы не знаем почему». Но по многим индикаторам Россия во второй половине списка, в прогрессе с низкой базы нет ничего удивительного, считает он. Например, по защите прав собственности Россия на 120-м месте, по коррупции - на 102-м, по судебной системе - на 109-м, по качеству автодорог - на 124-м, по развитию и устойчивости финансовой системы - на 110-м. «Россия все-таки большая страна, огромная ее часть остается не охваченной различным влиянием, регулированием, за счет этого многие показатели могут улучшаться на автопилоте», - рассуждает Праздничных. В опросе для рейтинга участвовало около 300 респондентов. По словам Праздничных, респонденты представляют разные отрасли, разные типы компаний (государственные, частные, малые, средние, крупные), большей частью из Москвы, а также более чем из десятка регионов.

На повышении России в рейтинге могло сказаться и ухудшение позиций других стран. Пять стран в этом году из рейтинга исключены, зато добавлен Таджикистан; позиции некоторых экономик снизились, в том числе опережающих Россию Саудовской Аравии, Китая и Турции.

«Улучшение инвестиционного климата - приоритет нашей работы: навалились всем миром. Это начало приносить плоды», - гордится замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Политика малых дел, например реализация дорожных карт, начинает давать свои результаты, радуется федеральный чиновник: для обычного предпринимателя сокращение процедуры согласований на неделю - ощутимый прогресс. К тому же предприниматели уже приспособились к российским условиям работы и «научились решать проблемы», продолжает он. «Это уже привычная среда обитания», - согласен другой чиновник. К сожалению, принимаются разрушительные решения, которые во многом перечеркивают «малые дела», добавляет он.

Динамика в рейтинге отражает некоторые позитивные изменения, произошедшие до начала конфликта с Украиной, к моменту написания доклада российская экономика продолжает сталкиваться с глубоко укоренившимися проблемами, которые стране придется решать, чтобы укрепить конкурентоспособность, говорится в отчете ВЭФа. Ахиллесовой пятой России его авторы называют слабые институты, коррупцию и фаворитизм, недоверие к судебной системе; препятствиями для диверсификации экономики - неразвитый сектор малых предприятий и слабую финансовую систему. Эти проблемы не дают России воспользоваться своими преимуществами, которые предоставляют образованное население и довольно высокий уровень информационных технологий. Сильные стороны могут серьезно пострадать из-за последствий конфликта с Украиной - санкций и потенциальных сбоев в торговле газом, - поскольку сектор образования и инноваций особенно зависим от госфинансирования и от доступа к зарубежным технологиям, говорится в отчете.

На результаты исследования влияет как количество опрошенных, так и качество выборки, указывает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Результаты опроса предпринимателей в Татарстане, Калужской и Белгородской областях будут отличаться от итогов опроса в других регионах. Точно так же бизнес, связанный с местными властями и сидящий на госконтрактах, чувствует себя лучше остального». Даже если сократилось число административных процедур и упростились механизмы согласований, сложно поверить, что снизилось коррупционное давление и повысилась независимость судов, замечает Зубаревич. Играет роль и растущая самоцензура бизнеса, считает она: «Скоро все будут говорить, что жить стало лучше и веселее. Так спокойнее». Судя по времени проведения опроса, на итоги могла повлиять Олимпиада, говорит Зубаревич: «Исследователи поймали момент национальной эйфории. Олимпийская эйфория была чудовищным помутнением рассудка, независимо от уровня дохода и вида деятельности».

Влияние предпринимательских ожиданий на динамику страны в рейтинге иллюстрирует и повышение в нем Украины с 84-го до 76-го места - такой сдвиг, возможно, отражает надежды на позитивные изменения, связанные с победой евромайдана и новым правительством, говорится в докладе. Сейчас, безусловно, приоритет для Украины - восстановление мира на Востоке, но, чтобы положить начало устойчивому экономическому росту, потребуется капитальный ремонт институтов, сокращение доминирования крупных компаний и укрепление финансового рынка.